История России с древнейших времен(ч.7)
Но города переписывались о присяге Лжедимитрию, когда уже его не было в
живых. В то время как он принужден был бежать из-под Москвы в Калугу от
Жолкевского, вместе с другими отступил от него к Владиславу и царь
касимовский. Потом старый татарин выпросился у гетмана в Калугу повидаться с
сыном, который оставался при воре, и обещался привести этого сына с собою.
Но как скоро старый царь явился в Калугу, то был утоплен по приказанию
Лжедимитрия. Тогда крещеный татарин Петр Урусов, начальник татарской стражи
Лжедимитрия, поклялся с товарищами отмстить за смерть царя: 11 декабря они
вызвали самозванца за город охотиться за зайцами, убили его и бежали в
степи, опустошая все по дороге. Неразлучный спутник самозванца, шут Кошелев,
бывший свидетелем смерти своего господина, прискакал с известием о ней в
Калугу; Марина, ходившая последние дни беременности, в отчаянии бросилась
бегать по городу, крича о мщении, но мстить было некому, убийцы были далеко;
в Калуге оставались сотни две татар, козаки бросились на них, гоняли, как
зайцев, лучших мурз побили, дворы их разграбили. Заруцкий хотел бежать, но
его схватили миром и не пустили; князь Григорий Шаховской просил у мира,
чтоб его отпустили в Москву с повинною, ему не поверили, не отпустили, и
когда Марина родила сына Ивана, то его провозгласили царевичем. Но при
всеобщей Смуте новорожденный ребенок был плохой вождь, и калужане должны
были исполнить требование московского правительства и целовать крест
Владиславу: сначала, впрочем, они отвечали, что присягнут тогда, когда
королевич будет в Москве и примет православную веру, но потом безусловно
приняли к себе князя Юрия Трубецкого и целовали крест всем городом.
Глава 8
ОКОНЧАНИЕ МЕЖДУЦАРСТВИЯ
Движение в Москве против поляков вследствие смерти самозванца. -
Восстание Ляпунова. - Переписка городов. - Первое ополчение против поляков;
причины его неуспеха. - Переговоры великих послов с панами под Смоленском. -
Сожжение Москвы. - Русское ополчение осаждает в ней поляков. - Отсылка
великих послов в глубь польских владений. - Взятие Смоленска. - Василий
Шуйский с братьями в Варшаве. - Троеначальники в ополчении под Москвою. -
Смерть Ляпунова. - Новгород Великий взят шведами. - Продолжение борьбы
лучших людей с меньшими в Пскове. - Безнарядье у поляков в Москве и в
русском стане под Москвою. - Призывные грамоты из Троицкого монастыря. -
Архимандрит Дионисий. - Признаки народного очищения. - Деятельность Минина в
Нижнем Новгороде. - Князь Пожарский. - Второе ополчение для освобождения
Москвы. - Остановка ополчения в Ярославле. - Сношения его с Новгородом
Великим. - Поход ополчения к Москве. - Отношение его к казакам. - Битва с
поляками. - Очищение Москвы. - Поход короля Сигизмунда к Москве. - Его
возвращение. - Избрание царя Михаила Федоровича Романова.
Смерть вора была вторым поворотным событием в истории Смутного времени,
считая первым вступление Сигизмунда в пределы Московского государства.
Теперь, по смерти самозванца, у короля и московских приверженцев его не было
более предлога требовать дальнейшего движения Сигизмундова в русские
области, не было более предлога стоять под Смоленском; лучшие люди, которые
согласились признать царем Владислава из страха покориться козацкому царю,
теперь освобождались от этого страха и могли действовать свободнее против
поляков. Как только на Москве узнали, что вор убит, то, по словам
современного известия, русские люди обрадовались и стали друг с другом
говорить, как бы всей земле, всем людям соединиться и стать против литовских
людей, чтоб они из земли Московской вышли все до одного, на чем крест
целовали. Салтыков и Андронов писали к Сигизмунду, что патриарх призывает к
себе всяких людей явно и говорит: если королевич не крестится в христианскую
веру и все литовские люди не выйдут из Московской земли, то королевич нам не
государь; такие же слова патриарх и в грамотах писал во многие города, а
москвичи посадские всякие люди, лучшие и мелкие, все принялись и хотят
стоять. Но и тут при всеобщей готовности стоять против поляков первый
двинулся Ляпунов. До смерти вора Прокофий был верен Владиславу: так, в
октябре он взял Пронск у самозванца на имя королевича; но в январе 1611 года
московские бояре писали к Сигизмунду о восстании Ляпунова в Рязани, о том,
что Заруцкий действует вместе с ним и отправился с козаками своими в Тулу;
бояре требовали от короля, чтоб он схватил находящегося у него под
Смоленском Захара Ляпунова, который сносится с братом.
Опять города стали переписываться друг с другом, но теперь грамоты их уже
другого рода: прежде уговаривали они друг друга подождать, не спешить
присягою тому, кто называется Димитрием, ибо приверженцы его грабительствуют
в городах присягнувших, но теперь затронуто было начало высшее: города
увещевают друг друга стать за веру православную, вооружиться на поляков,
грозящих ей гибелью. Первые подали голос жители волостей смоленских,
занятых, опустошенных поляками; они написали грамоту к братьям своим, к
остальным жителям Московского государства, но это братство в их глазах не
народное, не государственное, а религиозное: "Мы братья и сродники, потому
что от св. купели св. крещением породились". Смольняне пишут, что они
покорились полякам, дабы не отбыть православного христианства и не
подвергнуться конечной гибели, и, несмотря на то, подвергаются ей: вера
поругана и церкви божии разорены. "Где наши головы? - пишут смольняне. - Где
жены и дети, братья, родственники и друзья? Кто из нас ходил в Литву и
Польшу выкупать своих матерей, жен и детей, и те свои головы потеряли;
собран был Христовым именем окуп, и то все разграблено! Если кто хочет из
вас помереть христианами, да начнут великое дело душами своими и головами,
чтобы быть всем христианам в соединении. Неужели вы думаете жить в мире и
покое? Мы не противились, животы свои все принесли - и все погибли, в вечную
работу латинству пошли. Если не будете теперь в соединении, обще со всею
землею, то горько будете плакать и рыдать неутешным вечным плачем:
переменена будет христианская вера в латинство, и разорятся божественные
церкви со всею лепотою, и убиен будет лютою смертию род ваш христианский,
поработят и осквернят и разведут в полон матерей, жен и детей ваших".
Смольняне пишут также, что нечего надеяться иметь когда-либо царем
Владислава, ибо на сейме положено: "Вывесть лучших людей, опустошить все
земли, владеть всею землею Московскою".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.