История России с древнейших времен(ч.7)
Народ взволновался; бояре объявили патриарху о
мятеже; тот заклинал их выйти к народу и образумить его; бояре, по-видимому,
послушались, вышли на Лобное место и ничего не сделали. Говорят, что народ
просил князя Василия Ивановича Шуйского объявить правду, точно ли он
похоронил Димитрия царевича в Угличе? Шуйский отвечал, что царевич спасся от
убийц, а вместо его убит и похоронен попов сын. Ворота в Кремль не были
заперты: толпы народа ворвались туда, схватили царя Федора с матерью и с
сестрою во дворце и вывели их в прежний боярский дом Борисов; родственников
их взяли под стражу, имение их разграбили, дома разломали. В это Смутное
время является опять на сцену Богдан Бельский, возвращенный из ссылки по
смерти Бориса; врага его уже не было в живых, семейству этого врага уже
мстили другие, но у Бельского оставались еще враги - немцы Борисовы; он
шепнул народу, что лекаря иноземные были советниками Бориса, получили от
него несметные богатства и наполнили погреба свои всякими винами; толпы
черни бросились немедленно к немцам и не только осушили все бочки в
погребах, но и разграбили все имение.
3 июня отправлены были из Москвы к самозванцу в Тулу с повинною боярин
князь Иван Михайлович Воротынский и князь Андрей Телятевский, тот самый,
который убежал в Москву, увидя измену Басманова и войска. В то же время с
другой стороны приехали к Лжедимитрию послы от донских козаков, первых и
самых верных его помощников. Лжедимитрий позвал донцов к руке прежде бояр
московских, которых встретил грозною речью за долгое сопротивление законному
царю; козаки, хвалясь своею верностию, также позорили бояр, а князя
Телятевского чуть не убили до смерти за прежнюю верность Годунову. Еще
прежде приезда Воротынского и Телятевского, как скоро узнано было о присяге
Лжедимитрию, отправились в Москву князья Василий Голицын и Василий
Мосальский, да дьяк Сутупов покончить с Годуновыми. Посланные начали с
патриарха Иова, самого ревностного приверженца последних: его с бесчестием
вывели из собора во время самой службы и как простого монаха сослали в
Старицкий монастырь; сидевших под стражею родных бывшего царя Годуновых и
однородцев их, Сабуровых и Вельяминовых, также разослали в заточение; один
только Семен Годунов был задушен в Переяславле: он больше других навлек на
себя ненависть, потому что ревностнее других заботился о выгодах своего
рода. Покончив с патриархом и Годуновыми, князья Голицын и Мосальский с
Молчановым, Шелефединовым и тремя стрельцами пошли в старый дом Борисов:
царицу Марью удавили скоро, но молодой Федор боролся отчаянно; наконец
одному из убийц удалось умертвить его самым отвратительным образом; народу
объявили, что царица Марья и сын ее со страху отравились. Царевна Ксения
осталась в живых. Тело царя Бориса выкопали в Архангельском соборе, положили
в простой гроб и вместе с женою и сыном погребли в бедноым Варсонофьевском
монастыре на Сретенке.
Глава 3
ЦАРСТВОВАНИЕ ЛЖЕДИМИТРИЯ
Грамоты Лжедимитрия. - Присяжная запись. - Въезд царя в Москву. -
Действия князя Шуйского против нового царя. - Патриарх Игнатий. - Приезд
царицы Марфы в Москву. - Правительственная деятельность царя. - Поведение
поляков, приведенных им в Москву. - Новые обычаи. - Обличители. - Сношения с
Польшею. - Сношения с Римом. - Женитьба царя на Марине Мнишек. - Самозванец
Петр. - Неудовольствия в Москве на царя. - Новые обличители. - Заговор
Шуйского. - Смерть Лжедимитрия. - Избрание князя Василия Шуйского в цари.
Узнав об успехе своего дела в Москве, Лжедимитрий тотчас же разослал
грамоты по городам с известием о том, что Москва признала его истинным
Димитрием, и с требованием последовать ее примеру. Новый царь писал, что бог
поручил ему Московское государство, и патриарх Иов, духовенство и всяких
чинов люди, "узнав прирожденного государя своего, в своих винах добили
челом. И вы бы о нашей матери и о нашем многолетнем здоровье по всем церквам
велели бога молить, и нам служили и прямили во всем, и того берегли
накрепко, чтобы в людях шатости, грабежа и убийства не было, и о всяких
делах писали бы к нам". Вслед за первою грамотою отправлена была и другая, с
предписанием не выпускать денег из казны, беречь ее накрепко и так же не
позволять никакого замедления в сборах. Потом был разослан приказ приводить
жителей к присяге. В присяжной записи соблюдена была та же форма, какую мы
видели в Годуновской: присяга бралась на имя царицы Марфы Федоровны и сына
ее Димитрия, но было и важное различие - в записи Димитриевой не было того
исчисления всех возможных посягновений на особу царскую, какое видели мы в
записях Годуновых; о Годуновых сказано: "С изменниками их, с Федькою
Борисовым, сыном Годуновым, с его матерью, с их родством, с их советниками,
не ссылаться ни письмом, ни каким другим образом".
Лжедимитрий узнал в Серпухове о гибели Годуновых; на дороге из этого
города к Москве остановился на несколько дней в селе Коломенском и 20 июня
въехал торжественно в столицу, при звоне колоколов у всех церквей, при
бесчисленном множестве народа на улицах, на крышах домов, на колокольнях;
народ падал на колена пред новым царем и кричал: "Дай господи, тебе,
господарь, здоровья! Ты наше солнышко праведное!" Димитрий отвечал на эти
крики: "Дай бог и вам здоровья! Встаньте и молитесь за меня богу!" День был
ясный и тихий, но, когда новый царь, переехавши живой мост, через
Москворецкие ворота вступил на площадь, поднялась сильная буря; народ
смутился, начал креститься, приговаривая: "Помилуй нас бог! Помилуй нас
бог!" Духовенство встретило царя на Лобном месте с крестами; отъехавши
несколько шагов от Лобного места, Димитрий остановил свою лошадь подле
церкви Василия Блаженного, снял шапку, взглянул на Кремль, на бесчисленные
толпы народа и с горючими слезами начал благодарить бога, что сподобил его
увидеть родную Москву. Народ, видя слезы царя, принялся также рыдать.
В Кремле, по старому обычаю, царь пошел по соборам, слушал молебны, но
заметили и новое, которое не понравилось: во время молебнов латыне-литва
сидели на лошадях, трубили в трубы и били в бубны. Была и другая новость:
благовещенский протопоп Терентий говорил витиеватую речь, в которой умолял
царя о помиловании народа, по неведению преступившего клятву: "Когда слышим
похвалу нашему преславному царю, - говорил оратор, - то разгораемся любовию
к произносящему эти похвалы; мы были воспитаны во тьме и привлекли к себе
свет.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.