История России с древнейших времен(ч.7)
Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в
следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе:
"Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена
явная: царевичу Димитрию смерть учинилась божиим судом; а Михайла Нагой
государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту
Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за
правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом
Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна,
Андрюшу Мочалова, и много других ведунов. За такое великое изменное дело
Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого
наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в
его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как бог
известит; а наша должность молить бога о государе, государыне, о их
многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани".
Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит
с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события.
Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и
прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах,
они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в
усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного.
Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый
город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что
он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и
заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить
царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для
розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного
исследования, народ ждал правды. Слух был так силен, что Годунов почел
нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил
наказ: "Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время
не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с
братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто
зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник
сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие".
Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его
Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух
между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина;
крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей;
послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь
неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки
резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.
Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но
в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач
большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она
может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою,
упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В
Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.
Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор
занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался.
Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного
двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного
ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по
смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею;
пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та
умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще
человек, который не только носил название царя и великого князя, но и
действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный
касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще
упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред
боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых
людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом
несчастий летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от
обвинения в смерти самого царя Феодора.
Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ТОМ 8
Глава 1
ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА
Избрание Годунова. - Неофициальные известия об этом избрании. - Въезд
нового царя в Москву. - Подкрестная запись. - Слух о нашествии хана. - Борис
выводит войско за Москву. - Торжество без подвига. - Меры для утверждения
Бориса на престоле. - Царское венчание Бориса. - Милости. - Благоприятные
отношения к соседям. - Посольство Льва Сапеги в Москву. - Посольство
Салтыкова в Литву. - Сношения Годунова с ливонскими недовольными. - Вызов
шведского принца Густава в Россию. - Датский принц Иоанн, жених царевны
Ксении; его смерть. - Сношения с Австриею, Англиею, городами Ганзейскими,
Италиею, Крымом. - Неудачи русских за Кавказом. - Успехи за Уральскими
горами. - Внутренние распоряжения Бориса.
Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое княжение
принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого
обычая; обычай потерял силу, но до закона о престолонаследии юное
государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и
вот Иоанн III объявил: "Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому
хочу, тому и дам княжество". Этой воли не оспаривал никто и у правнука
Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год.
Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя,
не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича,
сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим
освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в
последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты
и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами:
"Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?" Тихим голосом
отвечал на это Феодор: "Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно,
так и будет; и в царице моей бог волен, как ей жить, и об этом у нас
улажено".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.