История России с древнейших времен(ч.3)

Так, жаловался на митрополита Петра упомянутый уже прежде тверской епископ Андрей, родом литвин. Патриарх для разобрания дела отправил в Россию своего посланного, который когда приехал, то соз- ван был собор в Переяславле: явился обвиненный, явился и обвинитель, с которым вместе приехали из Твери двое князей - Димитрий и Александр Ми- хайловичи, другие князья, много вельмож и духовных. Обвинитель был ули- чен во лжи; но Петр простил его и, поучив присутствующих, распустил со- бор. Если по приведенному выше уставу должен был созываться собор для избрания епископа, то встречаем известие о созвании собора для отрешения его: так, в 1401 году митрополит Киприан созвал в Москве собор, на кото- ром отписались от своих епископий Иоанн новгородский и Савва луцкий. Митрополит Кирилл в 1274 году воспользовался собором, созванным для пос- тавления владимирского епископа Серапиона, чтобы предложить правило для установления церковного и народного благочиния. "Сам видел я и от других слышал о сильном церковном неустройстве, - говорит Кирилл в своем прави- ле, - в одном месте держатся такого обычая, в другом - иного, много не- согласий и грубости... Какую пользу получили мы от того, что оставили правила божественные? не рассеял ли нас бог по лицу всей земли? не взяты ли наши города? не пали ли сильные князья наши от острия меча? не отве- дены ли были в плен дети наши? не запустели ли святые божии церкви? не томят ли пас каждый день безбожные и нечестивые поганы?" Прежде всего митрополит вооружается против поставления в духовный сан на мзде и пре- подает правила относительно этого поставления. В народе по-прежнему про- должалась страсть к кулачным и дрекольным боям, которые мы видели в та- кой силе в предыдущем периоде; Кирилл пишет: "Узнал я, что еще держатся бесовского обычая треклятых еллин: в божественные праздники со свистом, кличем и воплем скаредные пьяницы сзывают друг друга, бьются дреколием до смерти и берут платье убитых; на укоризну совершается это божиим праздникам и на досаждение божиим церквам". Кирилл вооружается также против пьянства, препятствующего совершать божественную службу от Верб- ной недели до дня Всех святых. На соборах решались иногда и другие дела, как, например, споры относительно границ епархий: митрополит Алексий в грамоте к красноярским жителям пишет, что предел Рязанской и Сарайской епархий указанна Костромском соборе; на соборе ростовский архиепископ Феодосий был убежден в неправильности своего мнения относительно рода пищи, какую должно употреблять в богоявленское навечерие, если оно при- дется в день воскресный; на соборе было определено о неправильности пос- тупка Исидорова; на соборе владыки Северо-Восточной Руси решили дер- жаться московского митрополита Ионы и не сообщаться с киевским Григори- ем. Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подве- домственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства: так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отв- ращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в чет- вертый брак. Кроме соборов митрополиты старались уничтожить нравственные беспоряд- ки посланиями к духовенству и мирянам; таково поучение Фотия митрополита священникам и монахам о важности их сана, "каковым подобает им быти хо- датаем, посылаемым к царю царствующих о душах человеческих"; митрополит обращает особое внимание священников на то, чтоб они блюли за чистотою браков у своих прихожан: не позволяли бы им бросать законных жен и жить с незаконными, как то делывалось, также чтобы не дозволяли отнюдь чет- вертого брака. Сохранился и прежний обычай, по которому духовные лица обращались к митрополиту с разными вопросами, которых сами решить были не в состоянии; так, дошли до нас ответы митрополита Киприана на вопросы игумена Афанасия, ответы того же митрополита на вопросы неизвестных ду- ховных лиц. Особенные отношения Новгорода, Пскова, Вятки требовали особенной дея- тельности митрополитов относительно этих городов. Что касается избрания владыки новгородского в описываемое время, то обыкновенно на вече изби- рались три лица, имена которых, или жребии, клались на престол в церкви св. Софии, после чего духовенство собором служило обедню, а народ стоял вечем у церкви; по окончании же службы протопоп софийский выносил народу по порядку жребии, и владыкою провозглашался тот, чей жребий выносился последний. Если и везде владыки имели важное значение, то оно еще более усиливалось в Новгороде, при известных отношениях его жителей к князю, при частых распрях с последним, при частом междукняжии и внутренних сму- тах. Архиепископ в Новгороде без князя был первым правительственным ли- цом; его имя читается прежде всех других в грамотах; он был посредником города в распрях его с великими князьями, укротителем внутренних волне- ний, без его благословения не предпринималось ничего важного. Но владыка новгородский принимал посвящение от митрополита, зависел от него, от су- да владычнего был перенос дел на суд митрополита, и когда последний, ут- вердив свое пребывание в Москве, начал стараться всеми зависевшими от него средствами содействовать московскому великому князю в приобретении могущества, в утверждении единовластия, причем и Новгород должен был от- казаться от своего особного и особенного быта, то положение новгородско- го владыки стало очень затруднительно: владыка Иоанн благословил новго- родцев воевать с великим князем для возвращения Двинской области и зап- латил за это трехлетним заключением в Москве. Мы упоминали в своем месте о неприятной переписке митрополита Ионы с новгородским владыкою по пово- ду Шемяки. Митрополит Иона счел также своею обязанностию дать наставле- ние новгородскому владыке и его пастве насчет воздержания от вечевых буйств. "Я слышал, дети,- пишет митрополит,- что по наветам дьявольским творится богоненавистное дело у вас, в отчине сына моего, великого кня- зя, в Великом Новгороде, не только между простыми людьми, но между чест- ными, великими: за всякое важное и пустое дело начинается гнев, от гнева - ярость, свары, прекословия, с обеих враждующих сторон является много- народное собрание, нанимают сбродней, пьянчивых и кровопролитных людей, замышляют бой и души христианские губят". Предшественник Ионы, митропо- лит Фотий, также посылал поучение новгородскому владыке и его пастве: митрополит увещевает новгородцев удерживаться от привычки сквернословить (за которую летописец осуждает еще дорюриковские славянские племена); Фотий говорит, что такой привычки нет нигде между христианами. Далее митрополит увещевает новгородцев басней не слушать, лихих баб не прини- мать, узлов, примолвленья, зелья, ворожбы и ничего подобного не употреб- лять; при крещении приказывает погружать в сосуде, а не обливать водою, по обычаю латинскому; запрещает венчать девочек ранее тринадцатого года; запрещает духовенству белому и черному торговать или давать деньги в рост; если кто пред выходом на поле (судебный поединок) придет к священ- нику за св.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.