История России до начала XХ века (гл.1)

Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича ("Правда воли монаршей", "Слово о власти и чести царской") отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из "особой природы" русского народа.
И.Т. Посошков ("Книга о скудости и богатстве", переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи "государственной пользы" с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием "Божьей благодати".
2.2. К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получают понятия "общего добра" и "общего блага", которые постепенно наполняются новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.
2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не формировались.
2.4. В 30-х годах в России получили распространение идеи масонства, религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож в России претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской "тайне" и войти в круг представителей "сильных мира сего". Один из первых русских масонов И.П. Елагин назвал масонство "игрушкой для праздных умов". К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.
3. ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Петровские реформы. Государственная политика в области образования. При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах.

3.1.1. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

3.1.2. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться.

3.1.3. Распространению грамотности, развитию светской школы и активизация книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым "гражданским" печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел - арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы "Букварь" Ф. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и переиздана "Грамматика" М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были пока невелики.
3.1.4. Формирование системы учебных заведений. Возрастающие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений.
В первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян",
- Система начального и среднего общего образования осталась практически неразвитой. В I714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование).

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.