История России до начала XХ века (гл.1)

Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было форомирование русской национальной культуры.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему ХVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Покажите на примере изобразительного искусства (литературы, архитектуры), что в русской культуре этого периода "старина и новизна перемешались".
2. В чем выразился процесс "обмирщения" русской культуры ХVII в.?
3. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в конце ХVII в.? Докажите, что "московское барокко" является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.
4. В чем проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?
5. Согласны ли Вы с утверждением, что русская культура развивалась в рамках общеевропейской? Обоснуйте свое мнение.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа, XVII-первая четверть XVIII в. М., 1976
2. Виппер Б.А. Архитектура русского барокко. М., 1970.
3. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М., 1972
4. История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980
5. Коваленская Л.М. История русского искусства XVII в. М., 1962.
6. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955.
7. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984
8. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1982
Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910.

ТЕМА 20. ЭПОХА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ


1.1. Насущная необходимость преобразований вызывалась следующими факторами:

1.1.1. Экономическое, а следовательно и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

1.1.2. Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах;

1.1.3. "Бунташный" характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии;

1.1.4. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
1.1.5. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой - вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
1.2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.

1.2.1. В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет как увеличения площадей пахотных земель, так укрепления системы крепостничества;

1.2.2. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма;

1.2.3. В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии;

1.2.4. Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу);

1.2.5. В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
1.3. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.