История России до начала XХ века (гл.1)


6.3.5. Складывание территории единого русского государства обгоняло процесс государственной централизации, что, в свою очередь, вызывалось отсутствием зрелых социально-экономических предпосылок объединения. В этих условиях деспотическая форма власти как - бы стремилась компенсировать недостаточность материальных факторов единства, несовершенство и слабость аппарата управления.
6.3.6. Русская православная церковь не противостояла в политическом отношении князю. Она стремилась представить великого князя не просто наместником бога на земле, а "властью своей подобному богу". Кроме того, "теория Третьего Рима ", сформулированная в начале ХУ1 в. монахом Филофеем , представляла великого князя единственным защитником православия, призванным расширить сферы его влияния. Эта "концепция" способствовала распространению мессианских идей, т.е. веры в особое историческое призвание Руси и ее князя, но, на практике, она приводила к самоизоляции страны, враждебности ко всему иностранному, особенно "латинскому" (т.е. западному).
7. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

7.1. Создание единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.
7.2. Благодаря ликвидации раздробленности Россия расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений.
7.3. Освобождение от ига и создание независимого государства оказало огромное влияние на развитие национального самосознания.
7.4. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотической формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы особенности образования русского единого государства? Какие факторы и почему играли решающую роль в объединении страны.?
2. Объясните, почему именно Москва стала центром объединения. Существовала ли "тверская альтернатива"? Смоделируйте возможный вариант развития Руси, если бы ее столицей стала Тверь. Оцените личность и политику Ивана Калиты.
3. В чем Дмитрий Донской продолжил, а в чем прервал политическую традицию, идущую от Ивана Калиты. Покажите на схеме ход Куликовской битвы. Каково ее историческое значение?
4. Расскажите о Великом княжестве Литовском. Почему не состоялась литовская альтернатива объединения русских земель?
5. Каковы причины и историческое значение победы Василия Темного в династической войне?
6. Покажите на карте ход складывания территории Московского государства.
7. В чем заключалась система центрального и местного управления Русского государства?
8. Каковы причины складывания самодержавной формы государственности в России?
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992.
2. Зимин А.А. Россия на рубеже ХУ-ХУ1 столетий: Очерки социально-политической истории. М.,1982.
3. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России ХУ в. М.,1991.
4. История России с древнейших времен до 1861 г. ( под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.
5. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России ХУ-ХУ1 вв. М.,1985.
6. Кучкин В.И. Дмитрий Донской // Вопросы истории, 1995, № 5-6.
7. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в Х1У-ХУ11 в. М.,1969. Гл.1-3.
8. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 1Х-нач.ХХ в. М.,1991.
9. Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.1995. с.244-295.
10. Хрестоматия. Т.1. Раздел 1У-У1.

ТЕМА 10. РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕДИНЫ XIII-ХV ВВ.
1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIII-ХV ВВ.
1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.

1.1.1. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.