История России до начала XХ века (гл.1)



3.5.2. Борьба с "новинами". Идейные вожди старообрядчества И. Неронов, протопоп Аввакум и др. призвали к отказу от новшеств Никона и церковных властей, "предавшихся дьяволу", к борьбе за православные традиции и "истинную веру". При этом религиозное содержание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревнители "старой веры" шли к С. Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.
Многие бежали из мира, "захваченного антихристом". Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца ХУ11 в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. человек).

3.5.3. Новые тенденции в духовной жизни староверов. Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла "потеря" внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы Церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности и пр. Эти тенденции были характерны не только для России, в ту эпоху они проявлялись и в европейской Реформации, несопоставимой со ствроверием в религиозном смысле.
И не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII- первой половине XIX вв. сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских промышленников и купцов - Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы, Щукины и пр. - принадлежали к старообрядцам.
4. ВЫВОДЫ
4.1. В ХУ11 в. произошли мощные народные выступления, достаточно сложные по своему характеру и составу участников. Однако, не имея конструктивной программы, "бунташные" по форме они были обречены на неудачу.
4.2. Государство, преодолевая огромные трудности, пытается обрести формы, отвечающие вызову времени, предпринимает меры, с одной стороны, направленные, на достижение социальной стабильности, укрепление управленческого аппарата, служилого сословия, а с другой, приводящие к периодическим стихийным выступлениям низов.
4.3. Как и преобразования в других сферах жизни, церковная реформа ХУ11 в. отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы причины и характер народных движений сер. ХУ11 в?
2. Каковы причины, характер, движущие силы восстания С. Разина? В чем его особенности?
3. Расскажите о ходе восстания под руководством С. Разина. Могло ли оно закончиться победой? Каковы его итоги?
4. Какие черты приобрело российское самодержавие в ХУ11 в.? Что стояло на его пути к абсолютизму?
5. Каковы причины, ход и результаты церковной реформы?
6. Определите истоки и характер старообрядчества?
Литература.
Богданов А.П., Буганов В.И. Бунтари и правдоискатели в Русской Православной Церкви. М.,1991.
Буганов В.И. Мир истории. Россия в ХУ11 столетии. М., 1989
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия России ХУ11в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.
История России с древнейших времен до 1861 г. ( под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.
История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца ХУ11 в. Биографическая энциклопедия. М., 1993.
Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России. Л., 1980.
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.,1984.
Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в Х1У-ХУ11 в. М.,1969.
Соловьев В.М. Современники и потомки о восстании С.Т. Разина. М.,1991.
Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович.// Вопросы истории. 1992,№ 4-5.
Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz