История России до начала XХ века (гл.1)

При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости".
Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.
В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).
3.4. Итоги. К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.
4. НАУКА И ТЕХНИКА
Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности. Постепенно утверждалась картина мира, противоположная средневековой.
4.1. Государственная политика в области науки. Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие.
В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
4.2. Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня.

4.2.1. География, геология, картография, этнография, ботаника. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 "физических" экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое "Описание земли Камчатки"; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

4.2.2. Медицина достигла во второй половине XVIII в. значительных успехов. Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И.Щепин, педиатр С.Г.Зыбелин и основоположник русской эпидемиологии, организатор и участник борьбы с эпидемиями чумы Д.С.Самойлович. В 1768 г. была сделана первая прививка от оспы.

4.2.3. Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т.Болотов.
4.3. Техника. Значительных успехов достигла во второй половине столетия отечественная техническая мысль. Выдающийся русский ученый-самоучка И.И.Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, осуществить который ему не удалось, а через 2 года по другому проекту на 20 лет раньше Д. Уатта построил паротепловую установку для заводских нужд (Ползунов скончался за неделю до ее пуска). Русский механик-самоучка И.П.Кулибин создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz