История России до начала XХ века (гл.1)



3.2.3. Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта льна, пеньки, сала.
3.3. Транспорт. С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система.
3.3.1. Водный транспорт. Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы, дополнявшие в России транспортные возможности крупных рек (Волга, Днепр, Неман и др.). Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами бурлаков. Все чаще использовались пароходы, которых к середине столетия насчитывалось свыше 330.
3.3.2. Гужевой транспорт, наиболее массовый в стране, преобладал в южных районах, где не хватало водных путей, а также зимой по всей территории России. Телеги летом и санные обозы зимой перевозили огромное количество сельскохозяйственной продукции.
3.3.3. В середине XIX в. началось строительство железных и шоссейных дорог, но в тот период они еще не приобрели большого значения, соединяя лишь несколько крупных городов.
4. ФИНАНСЫ
В начале XIX в. бумажный рубль обесценился, особенно, в результате войн с Францией, Швецией и Турцией, а также вынужденного прекращение торговли с Англией. В 1810 г. 1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп. серебром.
Усилиями М.М. Сперанского и министра финансов Д.А. Гурьева была намечена реформа денежной системы, запрещено хождение разменной иностранной монеты, повышены сборы и подати в реальных ценах, но войны 1812-1814 гг. не дали возможности использовать результаты этих мер.
Лишь министру финансов Е.Ф. Канкрину (1823-1844) удалось подготовить и ввести финансовую систему, основанную на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, обменивавшимися на серебро по курсу 1:1. Денежное обращение стабилизировалось, укрепился государственный кредит. Это способствовало экономическому развитию страны, которое было подорвано лишь Крымской войной.

5. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
5.1. Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было разложение крепостнической системы хозяйствования в сельском хозяйстве и в еще большей мере в промышленности и постепенное формирование капиталистических отношений, основанных на свободном предпринимательстве и наемном труде, прежде всего в промышленности и торговле, и в очень незначительной степени - в сельском хозяйстве.
5.2. В этот период экономика Россия не стояла на месте. Благодаря экстенсивному развитию несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.
5.3. Результатом начавшегося промышленного переворота и экономического развития в целом стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).
5.4. В то же время крепостное право и сословный строй затрудняли социальное расслоение крестьян, оформление новых социальных групп, значительным оставалось количество помещичьих крестьян (21 млн. чел.).
5.4. Первая половина прошлого века представляла собой начальную фазу переходного периода, когда одновременно сосуществовали позднее крепостничество и зарождавшийся капитализм. Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.
5.5. Социальные изменения и экономическое развитие первой половины XIX в. подготовили предпосылки отмены крепостного права в 1861 г.;
5.6. Капиталистические отношения начали формироваться в России значительно позже, чем в западноевропейских странах, а их развитие тормозилось крепостным правом и самодержавием.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какое значение для социального и экономического развития России имели географические особенности и возможности колонизации и значительного расширения посевных площадей?
2. Экономист конца XIX- начала ХХ вв. Петр Бернгардович Струве писал, что в 20-30-е гг. прошлого столетия среди помещиков "появилось такое сильное движение к интенсификации крепостного хозяйства в смысле его упорядочения, что? должно было его укрепить и сделать вполне способным к хозяйственному прогрессу".

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.