История России до начала XХ века (гл.1)

Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.
1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов", вытеснивших славян с прародины.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.
2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся;
2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;
4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;
5) полочане- в бассейне р. Полоты;
6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;
7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;
9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;
10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;
11) белые хорваты - в Прикарпатье;
12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.
Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.
С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.
3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
4.1. "Военная демократия". Сложнее "реставрируются" общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:


"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща". Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz