История России до начала XХ века (гл.1)

М., 1991.
ХУ111 век: славянские и балканские народы и Россия. М. 1998.
Восточный вопрос во внешней политике России: кон. XVIII - нач. XX вв. / Под ред. Н.С. Киняпиной. М., 1977.
Восточный вопрос // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
Джеджула К.Е. Россия и Великая французская буржуазная революция. Киев, 1972.
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.
Окунь С.Б. История СССР: Лекции. Ч. 1. Л., 1974.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах, фактах, датах: Справочник. М., 1992.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992.
Черкасов П.П. Двуглавый орел и королевские лилии. Становление русско-французских отношений в ХУ111 в. 1700-1775. М. 1995.
ТЕМА 28 . РУССКАЯ КУЛЬТУРА 60-90-Х ГГ. ХVIII ВЕКА.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.1. Социально-исторические условия.

1.1.1. Развитие культуры "Екатерининской эпохи" проходило под влиянием идей Просвещения (подробнее см. тему 23 "Внутренняя политика 60-90-х гг. "Просвещенный абсолютизм.""). В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на все социокультурные процессы.

1.1.2. Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой.
2. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.
2.1 Идеи Просвещения в России. "Екатерининская эпоха" прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

2.1.1. Наиболее широко было распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал "Пчела", инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества.
Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др.
Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условия подготовки введения просвещенным монархом свобод.

2.1.2. Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф "Трутня": "Они работают, а вы их труд ядите". В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.
К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину.
2.2. За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.