История России до начала XХ века (гл.1)

Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.
5.4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

5.4.1. Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.
5.4.2. Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова - Преображенский собор Мирожского монастыря.
5.4.3. В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство в Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.


6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

6.1.1. Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве, приводит к выводу о влиянии русских мастеров на своих византийских учителей. Основная тематика фресок - изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

6.1.2. Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения не получила. После ХII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

6.1.3. Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках ("Владимирская Богоматерь"), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.