История России до начала XХ века (гл.1)

В первой половине XVIII в. широкое распространение получает лубок (народная картинка) - выполняемое мастерами-ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, яркая раскраска. Изображения часто дополняются пояснительными надписями. Одна из наиболее известных лубочных картинок этого периода - "Мыши кота погребают", получившая широкое распространение после смерти Петра I. Кроме заглавной надписи, внизу картинки расположены шуточные подписи ко всем изображенным участникам похоронной процессии. Общая тема подписей - ликование крыс и мышей по поводу смерти кота.
7.5. Скульптура.

7.5.1. Основные особенности. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью триумфальных арок, садово-парковых комплексов. Неразвитость отечественных традиций в этой области художественного творчества обусловила значительное влияние западноевропейского искусства. Большую роль в процессе становления принципов скульптурного искусства этого периода сыграли путешествия русских мастеров за рубеж; покупка работ венецианских мастеров конца XVII-начала XVIII в. и античных подлинников для Летнего сада, а также работа иностранных мастеров в России (А.Шлютер, Н.Пино).

7.5.2. Художественные (стилевые) направления. Как и в других видах изобразительного искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко. Крупнейшим мастером барокко был К.Б. Растрелли, которого иногда называют основоположником русской светской скульптуры (бюсты Петра I и Меншикова, портрет в рост Анны Ивановны с арапчонком).
8. ТЕАТР
Театральное искусство стало, с одной стороны, достоянием широких масс, общедоступной сферой духовной деятельности людей; с другой стороны - еще одним символом приобщения дворянства к западноевропейскому образу жизни.
8.1. На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр.

8.1.1. Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - "Комедиальная храмина". Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.

8.1.2. В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.

8.1.3. Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г.Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр "для представления трагедий и комедий" (с 1832 г. - Александринский). Первым директором театра стал П.А. Сумароков.

8.1.4. В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.
8.2. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший установившиеся в XVII в. традиции школьных постановок Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возникает школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х годах - при Шляхетском кадетском корпусе. Вскоре школьные представления стали организовывать и при провинциальных духовных школах-семинариях: в Ростове, Новгороде, Твери, Астрахани, Иркутске и Тобольске, где митрополит Филофей Лещинский сзывал зрителей на представление звоном соборных колоколов.
8.3. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

9.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.