История России до начала XХ века (гл.1)

Неву и многое другое. Изобретения К.Д.Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.
К сожалению, многие изобретения этого периода не получили практического применения и были забыты, а их авторы умерли в нищете и безвестности.
4.4. Гуманитарные науки во второй половине столетия достигли своего расцвета.

4.4.1. Исторические науки. Под влиянием исторических работ М.В.Ломоносова и В.Н.Татищева во второй половине столетия М.М.Щербатовым и И.Н.Болтиным впервые были предприняты попытки выработать общую концепцию российской истории. И.Н.Болтин также заложил основы отечественного источниковедения, а В.В.Крестинин и П.И.Рычков - основы исторического краеведения. "Историческое описание Российской коммерции" М.Д. Чулкова стало одним из первых сочинений по экономической истории России.
Развитию исторических наук способствовала публикация документов: в 1767 г. была опубликована открытая Татищевым "Русская правда", Н.И.Новиков опубликовал 20 томов "Древней Российской Вивлиофики".

4.4.2. В 1769 г. появилось первое в России исследование о происхождении религии - диссертация преподавателя логики, метафизики и математики Д.С.Аничкова.

4.4.3. Философия. В середине столетия сложились предпосылки для форомирования отечественной философии. В 1755 г. профессором философии Московского университета был назначен ученик Ломоносова в области "словесных наук" Н.Н.Поповский, который впервые в России стал читать курс философии не на латинском, а на русском языке, утверждая, что "нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было не возможно".

4.4.4. Филология. Во второй половине века исследования в области языкознания продолжил А.А.Барсов..
5. ЛИТЕРАТУРА
5.1. Основные особенности. Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов.
5.2. Жанровое разнообразие. XVIII в. часто называют "веком од". Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина).
5.3. Стилевые направления.

5.3.1. До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. Яркий представитель дворянского классицизма А.П. Сумароков писал в различных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни, комедии, трагедии. Сумароков заложил основы новой русской драматургии. Большую известность у современников имели его трагедии "Хорев", "Дмитрий Самозванец", "Синав и Трувор", в которых автор поднимает проблемы гражданского долга. Сумароков издавал первый русский литературный журнал "Трудолюбивая пчела".

5.3.2. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление - реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Элементы нового стиля использовал Г.Р.Державин, в творчестве которого реалистическая направленность сочеталась с классицизмом. Основным жанром его произведений была ода, но поэт внес в нее элементы живой речи, бытовые зарисовки, пейзаж, реалистические картины современной ему жизни. Комедии Д.И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль", также совмещавшие зародыши реализма с классицизмом стали первым опытом обличительно-реалистической драматургии.

5.3.3. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести "Бедная Лиза", "Деревня", "Наталья, боярская дочь").
5.4. Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.