История России с древнейших времен(ч.2)

О других исто- рических, географических и этнографических сведениях начального летопис- ца говорено было выше в своем месте; теперь же взглянем на отзывы лето- писца о разных физических явлениях: каждое необыкновенное физическое яв- ление предвещает что-нибудь необыкновенное в мире нравственном, обыкно- венно что-нибудь недоброе: в 1063 году шел Волхов в Новгороде назад 5 дней; это знамение было не к добру, говорит летописец: на четвертый год князь Всеслав пожег город. В следующем году "бысть знаменье на западе, звезда превелика, луче имущи акы кровавы, выходящи с вечера по заходе солнечнем, и пребысть за 7дний, се же проявляше не на добро; по сем бо быша усобице много и нашествие поганых на Русьскую землю, си бо звезда бе аки кровава, проявляющи кровопролитье. В си же времена бысть детищь вверьжен в Сетомль, сего же детища выволокоша рыболове в неводе, его же позоровахом до вечера, и пакы ввергоша и в воду, бяшеть бо сиць: на лици ему срамнии удове, иного нелзе казати срама ради. Пред сим же временем и солнце пременися, и не бысть светло, но акы месяць бысть; его же невег- ласи глаголют снедаему сущю. Се же бывает сица знаменья не на добро, мы бо по сему разумеем". Следует исчисление необыкновенных явлений, виден- ных в разных странах и предвозвестивших народные бедствия; это исчисле- ние летописец оканчивает следующими словами: "Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етером чим, на благо бывають: но зна- менья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть про- являють". Под 1091 годом читаем: "Бысть Всеволоду ловы деющю звериные за Вышегородом, заметавшим тенета и кличаном кликнувшим, спаде превелик змий от небесе; ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша". Под 1102: "Бысть знаменье на небеси, месяца генваря в 29 день, по 3 дни: аки пожарная заря от востока и уга и запада и севера, и бысть тако свет всю нощь, акы от луны полны светящыя. В то же лето бысть знаменье в луне, месяца февраля в 5-й день. Того же месяца в 7-й день бысть знаменье в солнци; огородилося быше солнце в три дугы и быша дру- гыя дугы хребты к собе. И си видяще знаменья, благовернии человеци со въздыханьем моляхуся к богу и со слезами, дабы бог обратил знаменья си на добро: знаменья бо бывають ова на зло, ова ли на добро". Под 1104 г.: "Стояше солнце в крузе, а посреди круга крест, а спереди креста солнце, а вне круга оба полы два солнца, а над солнцем кроме круга дуга, рогом на север; тако же знаменье и в луне тем же образом, месяца февраля в 4, 5 и 6 день, в дне по три дни, а в нощь в луне по три нощи". Под 1110: "В 11-й день февраля месяца явися столп огнен от земли до небеси, а молнья осветиша всю землю, и в небеси погреме в час 1-й нощи". Под 1141 годом: "Дивьно знаменье бысть на небеси и страшно: быша три солнца сиюща межи собою, а столпи 3 от земли до небесе, надо всеми горе бяше акы дуга ме- сяць особе стояче". Под 1203 годом: "Бысть во едину нощь, в пятый час нощи, потече небо все и бысть чермно, по земли же и по хоромем снег, мнети же всем человеком зряче, аки кровь прольяна на снегу; и видеша же неции течение звездное бысть на небеси, отторгаху бо ся звезды на землю, мнети видящим я яко кончину". Под 1186 годом описание солнечного затме- ния: "Месяца мая в 1-й день, в среду на вечерни, бысть знаменье в солн- ци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человеком в очью яко зе- лено бяше, и в солнци учинися яко месяць, из рог его яко угль жаров ис- хожаше: страшно бе видети человеком знаменье божье". Описав солнечное затмение в 1113 году, предвозвестившее по тогдашнему мнению смерть вели- кого князя Святополка, летописец прибавляет: "Се же бывают знамения не на добро, бывают знаменья в солнци и в луне или звездами не по всей зем- ле, но в которой либо земле аще будеть знаменье, то та земля и видит". Под 1143 годом читаем описание бури: "Бысть буря велика, ака же не была николи же, около Котелниче, и розноси хоромы и товар и клети и жито из гумен, и просто рещи, яко рать взяла, и не остася у клетех ничто же; и неции налезоша броне у болоте, занесены бурею". Под следующим годом чи- таем: "Бысть знамение за Днепром, в Киевской волости: летящю по небеси до земли яко кругу огнену, и остася по следу его знамение в образе змья великаго, и стоя по небу с час дневный и разидося. В то же лето паде снег велик в Киевской сторони, коневи до череви, на Велик день". Под 1161 годом: "Бысть знамение в луне страшно и дивно: идяше бо луна черезо все небо от въстока до запада, изменяючи образы своя: бысть первое и убывание по малу, донеже вся погибе, и бысть образ ея яко скудна, черна, и пакы бысть яко кровава, и потом бысть яко две лица имущи, едино зеле- но, а другое желто, и посреди ея яко два ратьная секущеся мечема, и еди- ному ею яко кровь идяше из главы, а другому бело акы млеко течаше; сему же рекоша старии люди: не благо есть сяково знамение, се прообразует княжю смерть - еже бысть" (убит был Изяслав Давыдович). Под 1195 "Toe же зимы, по Федорове недели во вторник в 9-й час потрясеся земля по всей области Киевской и по Кыеву: церькви каменыя и дсревяныя колебахуся, и вси людие видяще, от страху не можаху стояти, овии падаху ници, инии же трепетаху. И рекоша игумени блажении: се бог проявил есть показая силу свою за грехи наша, да быхом остали от злого пути своего; инии же молвя- хуть друг ко другу: сии знамения не на добро бывають, но на падение мно- гим, и на кровопролитие, и на мятежь мног в Русской земле, еже и сбысться" (усобица Мономаховичей с Ольговичами). Изложив общие черты нашей древней летописи, скажем несколько слов об особенностях изложения, которыми отличаются различные местные летописи. До нас от описываемого времени дошли две летописи: северные - Новгородс- кая и Суздальская, и две южные - Киевская, с явными вставками из Черни- говской, Полоцкой и, вероятно, других летописей, и Волынская, Новгородс- кая летопись отличается краткостию, сухостию рассказа; такое изложение происходит, во-первых, от бедности содержания: Новгородская летопись есть летопись событий одного города, одной волости; с другой стороны, нельзя не заметить и влияния народного характера, ибо в речах новгородс- ких людей, внесенных в летопись, замечаем также необыкновенную краткость и силу; как видно, новгородцы не любили разглагольствовать, они не любят даже договаривать своей речи и, однако, хорошо понимают друг друга; мож- но сказать, что дело служит у них окончанием речи; такова знаменитая речь Твердислава: "Тому есмь рад, оже вины моеи нету; а вы, братье, в посадничьстве и в князех".

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz