История России с древнейших времен(ч.2)

В 1191 году ходили новгородцы вместе с корелою на ямь, землю ее повоевали и пожгли и скот перебили. В 1227 году князь Ярослав Всеволодович пошел с новгородцами на ямь, землю всю повоевали, полона привели без числа, но в следующем году ямь захоте- ла отомстить за опустошение своей земли, пришла Ладожским озером на су- дах и стала опустошать новгородские владения, новгородцы, услыхавши о набеге, сели на суда и поплыли Волховом к Ладоге, но ладожане с своим посадником Владиславом не стали дожидаться их, погнались на лодках за ямью, настигли и вступили в битву, которую прекратила ночь; ночью ямь прислала просить мира, но ладожане не согласились; тогда финны, перебив- ши пленников и побросавши лодки, побежали в лес, где большая часть их была истреблена корелою; что же делали в это время новгородцы? Они стоя- ли на Неве, да вече творили, хотели убить одного из своих, какого-то Су- димира, да князь скрыл его в своей лодье, потом возвратились домой, ни- чего не сделавши. Были также столкновения у новгородцев с финскими племенами и за Воло- ком, в области Северной Двины и далее на восток: под 1187 годом встреча- ем известие, что новгородские сборщики даней (ясака) были перебиты в Пе- чоре и за Волоком, погибло их человек сто; восстание, как видно, было в разных местах в одно время. В 1193 году новгородцы пошли ратью за Урал, в Югру, с воеводою Ядреем; пришли в Югру, взяли один город, потом осади- ли другой и стояли под ним пять недель; осажденные стали подсылать к ним обманом, говорили: "Мы копим серебро, соболей и разное другое добро, за- чем же вы хотите погубить своих смердов и свои дани?" Но вместо серебра и соболей они копили войско да сносились с изменником новгородским, ка- ким-то Савкою, который держал перевет к югорскому князю. Когда войско было собрано, то осажденные послали сказать новгородскому воеводе, чтоб приходил к ним в город с 12 лучшими людьми за данью; тот, ничего не по- дозревая, пошел и был убит вместе с товарищами, потом было приманено в город еще тридцать человек, потом еще пятьдесят. Изменник Савка сказал при этом князю югорскому: "Если, князь, не убьешь Якова Прокшинича и пустишь его в Новгород живого, то он опять приведет сюда войско и опус- тошит твою землю, вели убить его", и Яков был убит, сказавши перед смер- тию Савке: "Брат! Судит тебя бог и св. София, что подумал на свою братью; станешь ты с нами перед богом и отдашь ответ за кровь нашу". На- конец осажденные, истребивши лучших людей, ударили на остальных, полу- мертвых от голода, и большую часть их истребили; спаслось только 80 че- ловек, которые с великою нуждою добрались до Новгорода. Приход их, разу- меется, должен был произвести сильное волнение, когда узнали, что беда приключилась от измены; сами путники убили троих граждан, обвиняя их в злом умысле на свою братью, другие обвиненные откупились деньгами; лето- писец говорит, что одному богу известно, кто тут был прав, кто виноват. Из этих, хотя очень редких, известий летописи, мы можем составить се- бе понятие об отношениях Новгорода к его Заволоцким владениям, к тамош- нему финскому народонаселению: ходили отряды так называемых данников (сборщиков дани) собирать ясак с туземцев серебром и мехами, иногда эти данники встречали сопротивление, были истребляемы вдруг в разных местах; неизвестно поход Ядрея был ли попыткою взять ясак с племен, еще до сих пор его не плативших, или с старых плательщиков, отказавшихся на этот раз платить; слова князька "Мы копим серебро... зачем вы хотите губить своих смердов" могут указывать на последнее. Но если новгородские данни- ки не всегда были счастливы в своих заволоцких походах, то новгородским выходцам, принужденным оставить по разным причинам родную землю, удалось в последней четверти XII века утвердиться в стороне Прикамской на бере- гах реки Вятки, где они основали независимую общину, ставшую на севе- ро-востоке притоном всех беглецов, подобно южному Берладу и Тмутараканю.
Если новгородцы боролись с финскими племенами за Волоком, в нынешней Финляндии и Эстонии - там для того, чтоб сбирать с них богатый ясак се- ребром и мехами, здесь - частию также для добычи, частию для защиты собственных владений, опустошаемых дикарями, то северные, суздальские князья, повинуясь природным указаниям, распространяли свои владения вниз по Волге, причем постоянно должны были бороться с болгарами, мордвою и другими инородцами. Зимою 1172 года Андрей Боголюбский отправил на бол- гар сына своего Мстислава, с которым должны были соединиться сыновья му- ромского и рязанского князей; поход этот, говорит летописец, не нравился всем людям, потому что не время воевать зимою болгар, и полки шли очень медленно и неохотно; при устье Оки соединенные князья две неделя дожида- лись разных людей и решились, наконец, ехать с одною передовою дружиною, в которой всем распоряжался тогда воевода Борис Жидиславич. Русские нео- жиданно въехали в поганую землю, взяли шесть сел да седьмой город, муж- чин перебили, женщин и детей побрали в плен; болгары, услыхав, что князья пришли с небольшою дружиною, собрали шесть тысяч человек рати и погнались за русскими, но, не дошедши до них 20 верст, возвратились. На- ши, говорит летописец, прославили бога, потому что, очевидно, спасла их от неминуемой беды святая богородица и христианская молитва. В 1184 году Всеволод III вздумал пойти на болгар и послал просить по- мощи у киевского князя Святослава Всеволодовича; тот отправил к нему сы- на Владимира, велел сказать северному князю: "Дай бог, брат и сын, пово- евать нам в наше время с погаными". С осьмью князьями выступил Всеволод в поход водою по Оке и Волге; вышедши на берег, великий князь оставил у лодок белозерский полк с двумя воеводами - Фомою Лясковичем и Дорожаем и пошел с остальным войском на конях к Великому городу Серебряных болгар, отправя вперед сторожевой отряд.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.