История России с древнейших времен(ч.2)
В 1191 году ходили новгородцы
вместе с корелою на ямь, землю ее повоевали и пожгли и скот перебили. В
1227 году князь Ярослав Всеволодович пошел с новгородцами на ямь, землю
всю повоевали, полона привели без числа, но в следующем году ямь захоте-
ла отомстить за опустошение своей земли, пришла Ладожским озером на су-
дах и стала опустошать новгородские владения, новгородцы, услыхавши о
набеге, сели на суда и поплыли Волховом к Ладоге, но ладожане с своим
посадником Владиславом не стали дожидаться их, погнались на лодках за
ямью, настигли и вступили в битву, которую прекратила ночь; ночью ямь
прислала просить мира, но ладожане не согласились; тогда финны, перебив-
ши пленников и побросавши лодки, побежали в лес, где большая часть их
была истреблена корелою; что же делали в это время новгородцы? Они стоя-
ли на Неве, да вече творили, хотели убить одного из своих, какого-то Су-
димира, да князь скрыл его в своей лодье, потом возвратились домой, ни-
чего не сделавши.
Были также столкновения у новгородцев с финскими племенами и за Воло-
ком, в области Северной Двины и далее на восток: под 1187 годом встреча-
ем известие, что новгородские сборщики даней (ясака) были перебиты в Пе-
чоре и за Волоком, погибло их человек сто; восстание, как видно, было в
разных местах в одно время. В 1193 году новгородцы пошли ратью за Урал,
в Югру, с воеводою Ядреем; пришли в Югру, взяли один город, потом осади-
ли другой и стояли под ним пять недель; осажденные стали подсылать к ним
обманом, говорили: "Мы копим серебро, соболей и разное другое добро, за-
чем же вы хотите погубить своих смердов и свои дани?" Но вместо серебра
и соболей они копили войско да сносились с изменником новгородским, ка-
ким-то Савкою, который держал перевет к югорскому князю. Когда войско
было собрано, то осажденные послали сказать новгородскому воеводе, чтоб
приходил к ним в город с 12 лучшими людьми за данью; тот, ничего не по-
дозревая, пошел и был убит вместе с товарищами, потом было приманено в
город еще тридцать человек, потом еще пятьдесят. Изменник Савка сказал
при этом князю югорскому: "Если, князь, не убьешь Якова Прокшинича и
пустишь его в Новгород живого, то он опять приведет сюда войско и опус-
тошит твою землю, вели убить его", и Яков был убит, сказавши перед смер-
тию Савке: "Брат! Судит тебя бог и св. София, что подумал на свою
братью; станешь ты с нами перед богом и отдашь ответ за кровь нашу". На-
конец осажденные, истребивши лучших людей, ударили на остальных, полу-
мертвых от голода, и большую часть их истребили; спаслось только 80 че-
ловек, которые с великою нуждою добрались до Новгорода. Приход их, разу-
меется, должен был произвести сильное волнение, когда узнали, что беда
приключилась от измены; сами путники убили троих граждан, обвиняя их в
злом умысле на свою братью, другие обвиненные откупились деньгами; лето-
писец говорит, что одному богу известно, кто тут был прав, кто виноват.
Из этих, хотя очень редких, известий летописи, мы можем составить се-
бе понятие об отношениях Новгорода к его Заволоцким владениям, к тамош-
нему финскому народонаселению: ходили отряды так называемых данников
(сборщиков дани) собирать ясак с туземцев серебром и мехами, иногда эти
данники встречали сопротивление, были истребляемы вдруг в разных местах;
неизвестно поход Ядрея был ли попыткою взять ясак с племен, еще до сих
пор его не плативших, или с старых плательщиков, отказавшихся на этот
раз платить; слова князька "Мы копим серебро... зачем вы хотите губить
своих смердов" могут указывать на последнее. Но если новгородские данни-
ки не всегда были счастливы в своих заволоцких походах, то новгородским
выходцам, принужденным оставить по разным причинам родную землю, удалось
в последней четверти XII века утвердиться в стороне Прикамской на бере-
гах реки Вятки, где они основали независимую общину, ставшую на севе-
ро-востоке притоном всех беглецов, подобно южному Берладу и Тмутараканю.
Если новгородцы боролись с финскими племенами за Волоком, в нынешней
Финляндии и Эстонии - там для того, чтоб сбирать с них богатый ясак се-
ребром и мехами, здесь - частию также для добычи, частию для защиты
собственных владений, опустошаемых дикарями, то северные, суздальские
князья, повинуясь природным указаниям, распространяли свои владения вниз
по Волге, причем постоянно должны были бороться с болгарами, мордвою и
другими инородцами. Зимою 1172 года Андрей Боголюбский отправил на бол-
гар сына своего Мстислава, с которым должны были соединиться сыновья му-
ромского и рязанского князей; поход этот, говорит летописец, не нравился
всем людям, потому что не время воевать зимою болгар, и полки шли очень
медленно и неохотно; при устье Оки соединенные князья две неделя дожида-
лись разных людей и решились, наконец, ехать с одною передовою дружиною,
в которой всем распоряжался тогда воевода Борис Жидиславич. Русские нео-
жиданно въехали в поганую землю, взяли шесть сел да седьмой город, муж-
чин перебили, женщин и детей побрали в плен; болгары, услыхав, что
князья пришли с небольшою дружиною, собрали шесть тысяч человек рати и
погнались за русскими, но, не дошедши до них 20 верст, возвратились. На-
ши, говорит летописец, прославили бога, потому что, очевидно, спасла их
от неминуемой беды святая богородица и христианская молитва.
В 1184 году Всеволод III вздумал пойти на болгар и послал просить по-
мощи у киевского князя Святослава Всеволодовича; тот отправил к нему сы-
на Владимира, велел сказать северному князю: "Дай бог, брат и сын, пово-
евать нам в наше время с погаными". С осьмью князьями выступил Всеволод
в поход водою по Оке и Волге; вышедши на берег, великий князь оставил у
лодок белозерский полк с двумя воеводами - Фомою Лясковичем и Дорожаем и
пошел с остальным войском на конях к Великому городу Серебряных болгар,
отправя вперед сторожевой отряд.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.