История России с древнейших времен(ч.2)

Касательно украшений и вообще роскоши замечательна приписка, находящаяся в некото- рых летописях: "Вас молю, стадо Христово, с любовию, - говорит летопи- сец, - приклоните уши ваши разумно, послушайте о том, как жили древние князья и мужи их, как защищали Русскую землю и чужие страны брали под себя. Те князья не сбирали много имения, лишних вир и продаж не налагали на людей, но где приходилось взять правую виру, то брали и отдавали дру- жине на оружие. А дружина этим кормилась, воевала чужие страны и, бив- шись, говорила: "Братья, потянем по своем князе и по Русской земле!" Не говорили: "Мало мне, князь, 200 гривен"; не рядили жен своих в золотые обручи, но ходили жены их в серебре". Таково было материальное состояние русского общества в описываемое время; теперь обратимся к нравственному его состоянию, причем, разумеет- ся, прежде всего должны будем обратиться к состоянию религии и церкви. Мы видели, что вначале христианство принялось скоро в Киеве, на юге, где было уже и прежде давно знакомо; но медленно, с большими препятствиями распространялось оно на севере и востоке. Первые епископы ростовские, Феодор и Иларион, принуждены были бежать из своей епархии от ярости язычников; преемник их, св. Леонтий, не покинул своей паствы, состоявшей преимущественно из детей, в которых он надеялся удобнее вселить новое учение, и замучен был взрослыми язычниками. Язычество на финском севере не довольствовалось оборонительною войною против христианства, но иногда предпринимало и наступательную в лице волхвов своих: однажды в Ростовс- кой области сделался голод, и вот явились два волхва из Ярославля и на- чали говорить: "Мы знаем, кто хлеб-то держит"; они пошли по Волге и в каждом погосте, куда придут, указывали на лучших женщин, говоря: "Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу, эти меха". Жители приводили к ним сестер своих, матерей, жен; волхвы разрезывали у них тело за плечом, по- казывая вид, что вынимают оттуда либо жито, либо рыбу и таким образом убивали много женщин, забирая имение их себе. Когда они пришли на Белоо- зеро, то с ними было уже 300 человек народу. В это время случилось прий- ти туда от князя Святослава за данью Яну, сыну Вышатину; белозерцы расс- казали ему, что вот два кудесника побили много женщин по Волге и по Шексне, пришли и к ним. Он стал доискиваться, чьи смерды эти волхвы, и узнавши, что они Святославовы, послал сказать провожавшей их толпе: "Вы- дайте мне волхвов, потому что они смерды моего князя"; но те не послуша- лись. Тогда Ян сам пошел к ним сначала без оружия; но отроки сказали ему: "Не ходи без оружия, опозорят тебя", и Ян велел отрокам взять ору- жие. С 12-ю отроками вошел Ян в лес и с топором в руках отправился прямо к волхвам; из среды окружавшей их толпы вышли к нему три человека и ска- зали: "Идешь ты на явную смерть, не ходи лучше!" В ответ Ян велел убить их и шел дальше к остальным; те было ринулись на него, и один занес уже топор, но промахнулся, а Ян, обратя топор, ударил в него тыльем, прика- завши отрокам своим бить остальных, которые и побежали; но в схватке был убит священник Янов. Возвратившись в город к белозерцам, Ян сказал им: "Если вы не перехватаете этих волхвов, то я целое лето пробуду у вас". Белозерцы схватили волхвов и привели их к Яну, который спросил у них: "За что вы загубили столько душ?" - "За то, - отвечали волхвы, - что они держат всякое добро; если истребим их, то будет во всем обилие; хочешь, перед твоими глазами выймем жито, рыбу или что иное". Ян сказал им на это: "Все это ложь; сотворил бог человека от земли, составлен он из кос- тей, жил и крови; и ничего другого в нем нет, да и ничего другого о себе человек и знать не может, один бог знает". Волхвы видели, что дело дурно для них кончится, и потому начали говорить: "Нам должно стать пред Свя- тославом, а ты не можешь нам ничего сделать". Ян в ответ велел их бить и драть им бороды; и когда их били, то Ян спросил: "Что вам боги ваши го- ворят?" Волхвы отвечали: "Стать нам пред Святославом". Тогда Ян велел положить им деревянный отрубок в рот, привязать к лодке и сам отправился за ними вниз по Шексне. Когда приплыли к устью этой реки, то Ян велел остановиться и опять спросил у волхвов; "Что вам ваши боги говорят?" Те отвечали: "Боги говорят, что не быть нам живым от тебя". - "Правду ска- зали вам ваши боги", - отвечал им Ян; тогда волхвы начали говорить: "Ес- ли отпустишь нас, то много тебе добра будет, если же убьешь, то большую печаль примешь и зло". Он сказал им на это: "Если я отпущу вас, то зло мне будет от бога", и потом, обратившись к лодочникам, сказал им: "У ко- го из вас они убили родных?" Один отвечал: "У меня убили мать", другой: "У меня сестру", третий: "У меня дочь". "Ну так мстите за своих", - ска- зал им Ян. Лодочники схватили волхвов, убили и повесили на дубе, а Ян пошел домой; на другую ночь медведь взлез на дуб и съел трупы волхвов. Летописец прибавляет при этом любопытное известие, что в его время волх- вовали преимущественно женщины чародейством и отравою и другими бесовс- кими кознями. Как слабо еще было вкоренено христианство на севере, лучшим доказа- тельством служит следующий рассказ летописца: встал волхв в Новгороде, при князе Глебе Святославиче, стал говорить к народу, выдавать себя за бога, и многих прельстил, почти что весь город. Он хулил веру христианс- кую, говорил, что все знает и что перед всеми перейдет Волхов как по су- ху. В городе встал мятеж, все поверили волхву и хотели убить епископа; тогда епископ облачился в ризы, взял крест и, ставши, сказал: "Кто хочет верить волхву, тот пусть идет к нему, а кто верует во Христа, тот пусть идет ко кресту". Жители разделились надвое: князь Глеб с дружиною пошли и стали около епископа, а простые люди все пошли к волхву, и был мятеж большой между ними. Тогда князь Глеб, взявши потихоньку топор, подошел к волхву и спросил у него: "Знаешь ли что будет завтра утром или вечером?" - "Все знаю", - отвечал волхв.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.