История России с древнейших времен(ч.2)
При этом они стараются сперва обещаниями
уговорить граждан к сдаче, и когда те согласятся, то говорят им: "Выхо-
дите, чтоб, по своему обычаю, мы могли пересчитать вас", и когда все жи-
тели выйдут из города, то спрашивают, кто между ними знает какое-нибудь
искусство, и тех сохраняют, остальных же убивают, кроме тех, которых вы-
бирают в рабы, но при этом лучшие, благородные люди никогда не дождутся
от них пощады. По приказанию Чингисхана не должно щадить имения и жизни
врагов, потому что плод пощады - сожаление. Мир заключают они только с
теми народами, которые соглашаются признать их господство, потому что
Чингис-хан завещал им покорить по возможности все народы. Условия, на
которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть
следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по
первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от ве-
щей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья
и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Тре-
буют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду
и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам - од-
ним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих кня-
зей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в залож-
никах сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как
сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае
по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушни-
ков, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник
его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну,
ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и полу-
чает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини заметил
необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеда-
ний; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были
христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных
греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в
церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. Другой западный путе-
шественник, минорит Рубруквис, сам был свидетелем, как перед ханом Мангу
совершали службу сперва христианские несторианские духовные, потом муллы
магометанские, наконец языческие жрецы. Рубруквис описывает также любо-
пытный спор, происходивший по ханскому приказанию между проповедниками
трех религий - христианской, магометанской и языческой. Рубруквис, защи-
щавший христианство против языческого жреца, позван был после того к ха-
ну, который сказал ему: "Мы, татары, веруем во единого бога, которым жи-
вем и умираем; но как руке бог дал различные пальцы, так и людям дал
различные пути к спасению: вам бог дал писание, и вы его не соблюдаете;
нам дал колдунов, мы делаем то, что они нам говорят, и живем в мире". По
уставу Чингисхана и Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех
религий были освобождены от платежа дани.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ОТ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ ДО БОРЬБЫ МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
(1240-1276)
Ярослав Всеволодович на севере.- Его поездки к татарам и смерть.-
Войны с Литвою, шведами и ливонскими рыцарями.- Деятельность Александра
Ярославича Невского.- Михаил Ярославич, князь московский.- Отношения
между сыновьями Ярослава - Александром и Андреем.- Андрей изгнан.- Алек-
сандр - великим князем.- Ссора Александра с Новгородом.-Татарская пере-
пись.- Движение против татар.- Смерть Александра Невского.- Внешние вой-
ны.- Ярослав тверской - великим князем.- Отношение его к Новгороду.-
Княжение Василия Ярославича костромского.- Ослаба от насилия татарско-
го.- Продолжение борьбы с Литвою и немцами.- События в разных княжествах
Северо-Восточной Руси.Бояре.- События в Юго-Западной Руси.
Узнавши о гибели великого князя, старший по нем брат, Ярослав Всево-
лодович, приехал княжить во Владимир; он очистил церкви от трупов, соб-
рал оставшихся от истребления людей, утешил их и, как старший, начал
распоряжаться волостями: брату Святославу отдал Суздаль, другому, Ивану,
- Стародуб северный. При этом распоряжении волостями видим господство
отчинности: Переяславль, прежняя волость Ярослава, остается за ним; Рос-
тов, старший стол после Владимира, остается постоянно в племени Констан-
тиновом; и здесь видим то же самое явление: по смерти старшего Констан-
тиновича, Василька, старшая волость Ростовская не переходит к брату его
Владимиру, который остается на прежнем столе своем в Угличе; Ростовская
волость переходит к сыновьям Василька, из которых старший, Борис, остал-
ся в Ростове, а младший, Глеб, сел на Беле-озере; Ярославль остается за
сыном убитого Всеволода, Василием.
Татары оставляли в покое только те народы, которые признавали над со-
бою власть их; противиться им не было средств у владимирского князя: мы
видели, какой ужас напал на жителей при вести о вторичном появлении та-
тар в русских пределах; надобно было покориться, надобно было изъявить
эту покорность лично перед ханом, - и Ярослав отправился в Орду к Батыю,
который раскинул стан свой на берегу Волги; Батый, по словам летописца,
принял Ярослава с честию и, отпуская, сказал ему: "Будь ты старший между
всеми князьями в русском народе". Вслед за Ярославом отправились к Батыю
и все родичи его, а сын великокняжеский, Константин, поехал дальше, к
великому хану; но присутствием сына не удовольствовались: в 1245 г.
Константин возвратился в Русь, и отец его Ярослав должен был сам отпра-
виться в Татарию, где в августе 1246 года был свидетелем воцарения Кую-
ка, сына Угедеева, Известный уже нам путешественник, монах Плано-Карпини
встретился с Ярославом в Орде; невелика была, по его словам, честь, ко-
торою пользовался здесь старший князь русский; но все же эта честь была
относительно велика, ибо Ярославу давали высшее место перед всеми други-
ми владельцами.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.