История России с древнейших времен(ч.2)

При этом они стараются сперва обещаниями уговорить граждан к сдаче, и когда те согласятся, то говорят им: "Выхо- дите, чтоб, по своему обычаю, мы могли пересчитать вас", и когда все жи- тели выйдут из города, то спрашивают, кто между ними знает какое-нибудь искусство, и тех сохраняют, остальных же убивают, кроме тех, которых вы- бирают в рабы, но при этом лучшие, благородные люди никогда не дождутся от них пощады. По приказанию Чингисхана не должно щадить имения и жизни врагов, потому что плод пощады - сожаление. Мир заключают они только с теми народами, которые соглашаются признать их господство, потому что Чингис-хан завещал им покорить по возможности все народы. Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от ве- щей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Тре- буют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам - од- ним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих кня- зей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в залож- никах сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушни- ков, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и полу- чает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеда- ний; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. Другой западный путе- шественник, минорит Рубруквис, сам был свидетелем, как перед ханом Мангу совершали службу сперва христианские несторианские духовные, потом муллы магометанские, наконец языческие жрецы. Рубруквис описывает также любо- пытный спор, происходивший по ханскому приказанию между проповедниками трех религий - христианской, магометанской и языческой. Рубруквис, защи- щавший христианство против языческого жреца, позван был после того к ха- ну, который сказал ему: "Мы, татары, веруем во единого бога, которым жи- вем и умираем; но как руке бог дал различные пальцы, так и людям дал различные пути к спасению: вам бог дал писание, и вы его не соблюдаете; нам дал колдунов, мы делаем то, что они нам говорят, и живем в мире". По уставу Чингисхана и Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОТ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ ДО БОРЬБЫ МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (1240-1276)
Ярослав Всеволодович на севере.- Его поездки к татарам и смерть.- Войны с Литвою, шведами и ливонскими рыцарями.- Деятельность Александра Ярославича Невского.- Михаил Ярославич, князь московский.- Отношения между сыновьями Ярослава - Александром и Андреем.- Андрей изгнан.- Алек- сандр - великим князем.- Ссора Александра с Новгородом.-Татарская пере- пись.- Движение против татар.- Смерть Александра Невского.- Внешние вой- ны.- Ярослав тверской - великим князем.- Отношение его к Новгороду.- Княжение Василия Ярославича костромского.- Ослаба от насилия татарско- го.- Продолжение борьбы с Литвою и немцами.- События в разных княжествах Северо-Восточной Руси.Бояре.- События в Юго-Западной Руси.
Узнавши о гибели великого князя, старший по нем брат, Ярослав Всево- лодович, приехал княжить во Владимир; он очистил церкви от трупов, соб- рал оставшихся от истребления людей, утешил их и, как старший, начал распоряжаться волостями: брату Святославу отдал Суздаль, другому, Ивану, - Стародуб северный. При этом распоряжении волостями видим господство отчинности: Переяславль, прежняя волость Ярослава, остается за ним; Рос- тов, старший стол после Владимира, остается постоянно в племени Констан- тиновом; и здесь видим то же самое явление: по смерти старшего Констан- тиновича, Василька, старшая волость Ростовская не переходит к брату его Владимиру, который остается на прежнем столе своем в Угличе; Ростовская волость переходит к сыновьям Василька, из которых старший, Борис, остал- ся в Ростове, а младший, Глеб, сел на Беле-озере; Ярославль остается за сыном убитого Всеволода, Василием. Татары оставляли в покое только те народы, которые признавали над со- бою власть их; противиться им не было средств у владимирского князя: мы видели, какой ужас напал на жителей при вести о вторичном появлении та- тар в русских пределах; надобно было покориться, надобно было изъявить эту покорность лично перед ханом, - и Ярослав отправился в Орду к Батыю, который раскинул стан свой на берегу Волги; Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честию и, отпуская, сказал ему: "Будь ты старший между всеми князьями в русском народе". Вслед за Ярославом отправились к Батыю и все родичи его, а сын великокняжеский, Константин, поехал дальше, к великому хану; но присутствием сына не удовольствовались: в 1245 г. Константин возвратился в Русь, и отец его Ярослав должен был сам отпра- виться в Татарию, где в августе 1246 года был свидетелем воцарения Кую- ка, сына Угедеева, Известный уже нам путешественник, монах Плано-Карпини встретился с Ярославом в Орде; невелика была, по его словам, честь, ко- торою пользовался здесь старший князь русский; но все же эта честь была относительно велика, ибо Ярославу давали высшее место перед всеми други- ми владельцами.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz