История России до начала XХ века (гл.2)

зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изменять).
Всего было издано более 100 указов по "крестьянскому вопросу", но этими минимальными реформами, не улучшившими положение помещичьих крестьян, дело и ограничилось. Николай I, признавая, что крепостное право зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, в итоге пришел к выводу, что "прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным".
3.2. Реформа государственной деревни. Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ графом П.Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.
3.3. Политика в отношении дворянства и купечества. В целях предотвращения "размывания" дворянства под воздействием рыночных отношений и проникновения в его ряды значительного числа представителей других сословий правительство приняло следующие меры.
3.3.1. В 1832 г. для верхов городского населения (крупные капиталисты, купцы первой гильдии, ученые, художники, писатели, священники, мелкие чиновники), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория - "почетных граждан".
3.3.2. В 1845 г вышел указ, затруднявший получение потомственного и личного дворянства за выслугу. Например, если по "Табели о рангах" право на получение потомственного дворянства давал 8-й класс гражданской службы, то теперь - лишь 4-й.
Таким образом, в результате принятых законов сохранялась элитарная замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получали некоторые привилегии, но без перехода в сословие дворянства.
3.4. Экономическая политика содержала некоторые прогрессивные меры. Была проведена денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина, направленная на упорядочение денежного обращения. Правительство, предоставляя заказы и кредиты, стимулировало предпринимательство, началось строительство первой железной дороги. В области внешней торговли проводилась политика протекционизма, защищавшая высокими таможенными пошлинами интересы отечественной экономики и приносящая доход государственной казне.
Но сохранение крепостничества тормозило формирование рынка вольнонаемной рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития предпринимательства.


5. ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.
5.1. В результате утверждения внутриполитического курса, в котором преобладали реакционные меры, подавлялась не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране.
5.2. Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль за его деятельностью и, в итоге, с горечью признал, что "Россией правят столоначальники".

5.3. За годы правления Николая I, требующего повиновения, а не рассуждения, в несколько раз увеличилась численность чиновничества, но качественный состав русской бюрократии в результате ухода из службы мыслящих, совестливых людей значительно ухудшился.

5.4. Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.