История России до начала XХ века (гл.2)


"Балакиревский кружок" сформировался в конце 50-х-начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы "Могучей кучки" изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, призывали создавать национальную музыку, внесли неоценимый вклад в развитие демократических и национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства. Творчество композиторов "Могучей кучки" тесно связано с историей народа, отражает его жизнь. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"; в операх "Шехерезада" Римского-Корсакова и "Половецкие пляски" Бородина использованы песни и мелодии разных народов Российской империи.
Реалистические и демократические тенденции в русской музыке развивал и величайший композитор эпохи П.И.Чайковский, создавший выдающиеся образцы оперной ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), балетной ("Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица"), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.
10. ФОЛЬКЛОР
XIX в. характеризуется расцветом профессионального искусства. Однако народное творчество не потеряло своего значения. Отражая особенности быта, мироощущения, систему духовных ценностей народа фольклор чутко реагирует на все происходящие изменения и воспроизводит их, являясь, таким образом, своеобразной энциклопедией народной жизни.
В пореформенной России дальнейшее развитие получили все направления и жанры фольклора: сказки, пословицы и поговорки, загадки, сказания, музыкальный и танцевальный фольклор, лубок. Новые условия вызвали появление рабочего фольклора. Деревенский фольклор отразил восприятие крестьянами реформы 1861 г. По-прежнему распространены были "разбойничьи", бурлацкие и солдатские песни, "песни о тюремной неволе".
Фольклор разных народов Российской империи отразил особенности языка, быта и нравов, сохранил исконные национальные традиции.
Важной особенностью развития народного творчества пореформенной эпохи стал рост интереса к нему широких демократических кругов и профессиональных деятелей искусства, особенно ярко проявившийся в литературе, творчестве "передвижников" и композиторов "Могучей кучки". Народное творчество и профессиональное искусство взаимовлияли и взаимно обогащали друг друга.
11. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
Во второй половине XIX в. с развитием грамотности среди широких слоев населения начала складываться массовая культура. В произведениях В.В. Крестовникова ("Петербургские трущобы"), А. Михайлова (Шеллера) развивался жанр популярной "легкой", развлекательной литературы. Народный книжный рынок был заполнен дешевыми и, в значительной степени, лубочными изданиями. Некоторые из них издавались созданным по инициативе Л.Н. Толстого обществом "Посредник", которым руководил И.Д. Сытин, и содержали адаптацию (в том числе в форме лубка) "высокую" литературу. Но большая их часть представляла собой произведения типа "Приключения аглинского милорда Георга", упомянутое Некрасовым, который надеялся, что крестьянин вскоре "не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет".
12. ВЫВОДЫ
Значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.