История России до начала XХ века (гл.2)

Соловьева и В.В. Розанова о "новом религиозном сознании" с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.

3.2.2. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

3.2.3. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).
3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА (ИССКУССТВО)
4.1. Литература. Стилевые направления.

4.1.1. Реализм. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.

4.1.2. Модернизм. Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву.
- Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок), оперируя многозначными понятиями-символами, пытались в окружающей реальности вычленить признаки "истинного глубинного мира". Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как "серебряный век русской поэзии", наступивший после длительного господства социальной прозы.
- Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

4.1.3. Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" - футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом "Пощечина общественному вкусу", где призывали на основе абсолютной свободы "творить не искусство, творить реальность".
По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
4.2. В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.

4.2.1. Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И.Е.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.