История России до начала XХ века (гл.2)

По словам одного из зачинателей русского классического музыковедения В.Ф.Одоевского, с оперой Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"), названной великосветскими меломанами "мужицкой", "кучерской" музыкой, в истории европейского музыкального искусства начался "период русской музыки".
- Наряду с укреплением национальных традиций происходило постепенное утверждение реалистических традиций. Большой вклад в утверждение реализма в русском музыкальном искусстве внес А.С.Даргомыжский, продолживший в музыке традиции Пушкина и Гоголя, обратившись к теме "маленького человека". Даргомыжский стал создателем русской сатирико-комической песни. Продолжив традиции Глинки в развитии оперной классики, он создал первую народно-бытовую музыкальную драму (опера "Русалка" по одноименной поэме А.С. Пушкина).
10. ИТОГИ
10.1. Общие итоги. Русская культура первой половины XIX в. характеризуется исключительно высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западноевропейской культурой при сохранении самобытного национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие международное значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием мировой культуры. Русская культура стала неотъемлемой частью общемировой, заняв во многих областях одно из ведущих мест в мире.
10.2. Основные противоречия. В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура первой половины XIX в. обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис российского общества.

10.2.1. С одной стороны, возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры.
10.2.2. В то же время бурные исторические события периода, важнейшие из которых Отечественная война 1812 г., восстание декабристов и европейские буржуазные революции, способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Расширился социальный состав творческой интеллигенции.

10.2.3. Несмотря на углубление пропасти между элитарной и народной формами культуры, наметилась тенденция их синтеза: творчество А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, М.И.Глинки и А.С. Даргомыжского впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа, а не только социальной верхушки общества.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключаются основные противоречия культурных процессов Росии первой половины XIX в.?
2. В чем проявилась демократизация русской культуры в первой половине XIX в. и какое это имело значение?
3. Как Вы понимаете выражение "эстетические и политические взгляды максимально приблизились друг к другу"? Согласны ли Вы с ним?
4. Какие факторы обусловили быстрые темпы развития науки в этот период?
5. Согласны ли Вы с утверждением о том, что в первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры? Обоснуйте.
6. Какое влияние оказала на развитие русской культуры Отечественная война 1812 г.?
7. Какую роль в развитии отечественного изобразительного искусства играла Академия художеств на протяжении первой половины XIX в. ?
8. Почему к середине XIX в. ведущим направлением в русском искусстве стал реализм? Каковы его характерные черты?
9. Докажите, что в этот период происходит сближение "высокого" искусства и народного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII- первая половина XIX в.) М., 1985
2. История русского и советского искусства / Изд.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz