История России до начала XХ века (гл.2)

Делянова церковно-приходские школы и школы "грамоты" были переданы в ведение Синода. При этом число ЦПШ возрастало и достигло более, чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться хотя бы грамоте.
( Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.
- Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М.Н. Каткова и министра просвещения Д.А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 годов. В уставах проводилась концепция классического образования, которое сам император считал важным средством борьбы "с нигилистическим настроением молодежи". Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов по русскому, истории, географии, и новым языкам - предметам, по мнению Каткова, приводившим к "верхоглядству", "толчению воды" и "нигилизму". Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора "разным умствованиям", но дисциплинировавших и "приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий". В училищах возрос объем практических дисциплин - черчения и т.п., естествознание должно было преподаваться "не научно", а "технологически".
Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.
- В царствование Александра III циркуляры Делянова 1882 и 1884 гг. предусматривали ужесточение дисциплинарных взысканий, усиливали роль классных наставников. В 1887 г. был опубликован циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший принимать в гимназии представителей "низших классов" - "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Реальные училища были преобразованы в технические школы, выпускники которых не имели права поступать в высшие учебные заведения.
( Политическая реакция затронула и высшую школу. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли "политически благонадежные" лица.
- В 1882-1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.
( В это же время был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать.
Утвержденные в 1882 г. "Временные правила о печати" устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась "карательная цензура", а в 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.
Внешкольное просвещение. Возросшие духовные потребности всех слоев населения и усиление демократического движения обусловили развитие внешкольного просвещения.
( Расширению сети культурно-просветительных учреждений в значительной степени способствовала деятельность земских учреждений, которые организовывали общедоступные народные библиотеки и читальни, просветительные общества и комитеты грамотности. В 1862 г. в Румянцевском музее была создана Московская публичная библиотека, в 1872 г. Москве была подарена библиотека А.Д. Черткова, возникли крупные научные библиотеки Политехнического (1872) и Исторического (1873) музеев. В 80-е годы в 50 губерниях Европейской России действовало около 3 тыс. читален библиотек при земских школах и государственных учебных заведениях и более 500 публичных библиотек.
Большое распространение получили выставки.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.