История России до начала XХ века (гл.2)

В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.
- От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др.).
Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена ("Кто виноват?") и Чернышевского ("Что делать?"), имевших огромный резонанс в обществе.
- Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.

1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление - реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.

1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.
Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.
Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).
Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - "умирающего капитализма". Марксисты "видели" признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением "буржуазной культуры", так как он прямо отражал проблемы общества.
2. ПРОСВЕЩЕНИЕ
2.1. Начальное образование. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.
2.2. Средняя и высшая школа.

2.2.1. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.

2.2.2. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250).

2.2.3. Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

2.2.4. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.