История России до начала XХ века (гл.2)

Короленко).
Острая критическая направленность обусловила часто встречающуюся характеристику литературы пореформенной России как литературы критического реализма. Однако значительная часть литературного наследия выдающихся писателей того времени выходит за рамки данного направления.
Проза. Вторая половина XIX характеризовалась преобладанием литераторов создававших прозаические произведение.
( Целую эпоху в истории России отразил в своем творчестве Л.Н.Толстой (повести "Детство", "Отрочество", "Юность"; "Севастопольские рассказы"; русская национальная эпопея "Война и мир").
( Ф.М.Достоевский в своих произведениях ("Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему "маленького человека", социальных контрастов самодержавной России.
( Мастер классического реалистического романа И.С.Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50-70 годов ("Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Рудин").
( Развитие драматургии связано с творчеством А.Н.Островского и А.П.Чехова.
( М.Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
( Широкую известность приобрели выдающиеся писатели Н.С. Лесков, И.А. Гончаров, А. Печерский (П.И. Мельников), И.А. Бунин и др.
Поэзия.
( Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н.А. Некрасов ("Кому на Руси жить хорошо", "Плач детей").
( На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А.А. Фета, названного Достоевским "первым лириком новой Европы", отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.
Многонациональный характер российской литературы. Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И.Франко, Л.Украинка, П.Мирный; белоруссы Я.Купала, Я.Колос, Ф.Богушевич; латыш Я.Райнис; литовец Ю.Жемайте; эстонец Э.Вильде ; грузины И.Г.Чавчавадзе и А.Р.Церетели и многие другие.
5. ЖИВОПИСЬ
Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX в.
Основные особенности. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений - академизма и реализма.
Академизм. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, К. Флавицкий, Г.И. Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории.
В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.
Реализм. Передвижники. Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала.
Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому "бунту 14-ти": в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.