История России до начала XХ века (гл.2)

Определенную роль играло стремление Александра II и части руководства страны улучшить положение народа России, повысить его благосостояние.
2.6. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е. с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

3.1. Общая характеристика. Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855-1881 гг.) и его сын Александр III (1881-1894 гг.).

3.2. Центральными органами управления, подчиненными царю являлись:

- Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение при императоре;
- Комитет министров - совещательный и управленческий орган;
-Совет министров - орган, не представлявший собой правительство, но лишь координировавший деятельность министерств;

-Синод - высший орган управления церковными делами, руководимый государственным чиновником;
-Сенат - высший судебный и административно-надзорный орган.

3.3 Местные органы управления возглавлял губернатор. Ему подчинялись губернское правление, канцелярия и полиция.
4. РЕФОРМЫ 60-70-Х ГГ.

4.1. Причины реформ.

4.1.1. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

4.1.2. Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

4.1.3. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

4.2. Крестьянская реформа положила начало ускорению модернизации страны как в экономическом, так и в социальном аспекте. (См. Тему 37)
4.3. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

4.3.1. Основные принципы новой судебной системы:
- бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;
- независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;
несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;
- гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;
- состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого;
- вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших - виновен ли обвиняемый.

4.3.2. Структура суда.
- В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями.
Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов.
Роль высшей инстанции играл Сенат.
- Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.
"Коронный" и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

4.3.3. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.