История России до начала XХ века (гл.2)

Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:
-отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

-стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
- лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
-представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";
-критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

4.2. Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.

4.2.1. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи:

- интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

-народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

- внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

-для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;
- после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;
-социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

4.2.2. Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что:
-главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

-поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

-основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

-после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

4.2.3. Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:
-крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества;

-поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;
-самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.