История России до начала XХ века (гл.2)


В этих целях:
- ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин;
- укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886 г.);
- принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893 г.);
-вопреки направленности реформы 1861 г. собственником уже выкупленного надела становилась община, а не крестьянин;.
- усиливался контроль за крестьянами со стороны представителей помещиков - земских начальников.
3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра III столкнулось с новой для России проблемой - забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников.
Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей.
В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, в 1885 г. - закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. были ограничены штрафы сверх установленного размера, приняты новые правила найма рабочих и т.д. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н.Х. Бунге.
Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение "над обществом". Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, но, с другой стороны, хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Им было запрещено вступать в "стачки" для контроля над ценами и т.д.
3.4. "Дворянская" политика.

3.4.1. В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы за счет ограничения переселений крестьян и укрепления общины.

3.4.2. Введение земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления.

3.4.3. Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое и потому нуждалось в поддержке властей.

3.5. В области экономики правительство продолжало линию М.Х. Рейтерна.

3.5.1. Основные направления политики индустриализации.
- таможенным протекционизмом, льготными ссудами и концессиями поддерживалась отечественная промышленность, поощрялось создание крупных заводов и фабрик;
- развернулось крупное железнодорожное строительство;
- привлекались иностранные капиталы, как и раньше, в основном при помощи государственных займов.
3.5.2. В финансовой сфере Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский продолжали политику 60-70-х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков .приступивший к проведению денежной реформы 1895-1899 гг.
4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.
4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное "зло" России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др.
4.2. Реакция в области образования.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.