История России до начала XХ века (гл.2)

Особое место в историческом жанре занимает монументальное полотно А.А.Иванова "Явление Христа народу". Исполненное с соблюдением основных норм классической живописи, оно совмещает идеалы романтизма и реализма.
- Родоначальником отечественного бытового жанра ("жанровой живописи") стал А.Г. Венецианов. Его картины "Жатва", "Спящий пастушок", "На пашне" поэтизируют жизнь простого русского народа. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов. В его картинах "Сватовство майора", "Свежий кавалер" и других нашли воплощение элементы критического реализма.
- Существенное влияние на формирование русского пейзажа оказал романтизм. Духом романтизма проникнуты поздние работы С.Ф.Щедрина - первого русского художника, начавшего работать на открытом воздухе (пленэрная живопись). Эти традиции были продолжены в пейзажах А.А.Иванова. Характерной особенностью пейзажей Щедрина и Иванова является наличие элементов бытового жанра.
6.3. Дальнейшее развитие получило графическое искусство.

6.3.1. Важное место в художественной культуре России занимал натурный и композиционный рисунок (А.П.Лосенко, А.И.Иванов, К.П.Брюллов). П.А.Федотов и А.Г.Венецианов достигли больших успехов в создании иллюстраций. Федотову принадлежит замечательная серия рисунков, в сатирической форме изображающих события "повседневной жизни".

6.3.2. В первое десятилетие XIX в. в России появилась литография, ставшая одним из распространенных видов тиражной графики (работы О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова).

6.3.3. Лубок. В XIX в. отдельные лубочно-фольклорные приемы и образы стали распространяться на произведения профессиональной графики. К лубку нередко обращались А.Г.Венецианов. Большое распространение получила серия карикатур-лубков И.И.Теребенева, высмеивающая Наполеона и его армию.
6.4. Скульптура.

6.4.1. Основные особенности. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монументально-декоративной скульптуры.
Тематические особенности в это период были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем, интерес к которым обострился после Отечественной войны 1812 г.: 14 лет работал над памятником Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади И.П.Мартос, ему же принадлежит памятник Ломоносову в Архангельске; Ф.П.Толстой создал 21 медальон, с изображением сцен Отечественной войны 1812 г.; на порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б.И.Орловским были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли.

6.4.2. Художественные направления.
- Академическая школа русской скульптуры первой половины XIX в. характеризуется господством классицизма и патриотическим пафосом (творчество Ф.Ф.Щедрина, И.П.Мартоса, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского, Ф.П.Толстого).
- Элементы реализма появляются в скульптуре лишь в середине столетия (творчество Б.И.Орловского, П.К.Клодта). В работах П.К.Клодта заметно сильное влияние бытового жанра. К числу наиболее известных его работ относятся скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (знаменитые кони), памятник баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду и статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором.
6.5. Возрастание общественной роли искусства и художника нашло отражение в формировании широкого круга художественной интеллигенции, возникновении художественных обществ, росте популярности публичных выставок, основании художественных журналов, образовании широкой аудитории ценителей и покровителей искусства. Формировались богатейшие частные коллекции произведений искусства. В 1856 г. было положено начало коллекции П.М.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.