История России до начала XХ века (гл.2)

Новый университетский устав 1884 г. снова лишал университеты автономии. В средней школе правительство попыталось сократить доступ представителей "низших сословий". В начальной школе изменения носили более положительный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям. (Подробнее см. ТЕМУ 43)


4.3. По "Временным правилам о печати" (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал "Отечественные записки" и многие газеты. В то же время отдельные либеральные издания сохранились, например, "Вестник Европы" М.М. Стасюлевича.


5. ИТОГИ.
5.1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся мер так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то, что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая, при этом, объективную необходимость в прогрессивных мерах.
5.2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что, в итоге, способствовало накоплению "горючего материала" в деревне.
5.3. Попытка укрепить дворянство не привела к желаемым результатам т.к. противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировало в нем традиционалистские черты, порождало "иждивенчество", что мешало ему трансформироваться в соответствии с требованиями времени.
5.4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, т.к. увеличила представительство, в первую очередь, либеральных дворян, отличающихся своей большей общественной активностью. В итоге, обострились отношения между центральной и местными властями.
5.5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала ХХ в.
5.6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала у них раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис начала ХХ в.
5.7. В целом, свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, реакционный курс, проводимый в социально-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов структурного кризиса начала ХХ в.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс Александра 111? Чем был вызван поворот в сторону реакции?
2. Каково основное содержание эпохи правления Александра 111? Можно ли ее охарактеризовать лишь как "эпоху контрреформ"? В какой степени правомерна ее оценка как периода "консервативной модернизации"? Какие этапы можно выделить в политике Александра 111?
3. Как личность Александра III оценивается его современниками и исследователями. Расскажите о ее влиянии на внутреннюю политику и духовную жизнь общества.
4. Проанализируйте содержание основных законов Александра 111, затрагивающих вопросы государственного и местного управления.

Авторские права принадлежат автору. Здесь книга представенна для ознакомления.