История России с древнейших времен(ч.4)
Относительно
архиерейских доходов с подчиненного духовенства в описываемое время мы
узнаем некоторые новые подробности против прежнего; пошлины перечисляются
так: "Дань петровская и рождественская, десятина, данская пошлина,
десятинничьи пошлины, доводчичьи, заездничьи, зазывничьи, благословенная
куница, явленная куница с грамотою, полоть, казенные алтыны, писчее,
людское". Мы видели, что и прежде возникало сомнение, следует ли монастырям
владеть селами. И митрополит Киприан решительно склонялся к отрицательному
ответу; при Иоанне III вопрос возобновился: он был поднят на соборе
знаменитым отшельником, основателем скитского жития Нилом Майковым, более
известным под именем Сорского (по обители его на реке Соре, в 15 верстах от
Кириллова Белозерского монастыря); Нил требовал, чтоб у монастырей сел не
было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились рукоделием; это требование
поддерживали пустынники белозерские. Но против него восстал знаменитый же
подвигами иноческой жизни старец Иосиф Волоцкий. Нил смотрел на монастырь
как на общество людей, отказавшихся от мира; это общество, в глазах его,
было тем совершеннее, чем менее имело столкновений с миром; Иосиф же кроме
этого значения монастыря предполагал еще другое; он смотрел на монастырь
также как на рассадник властей церковных; Нил имел в виду отшельника,
желающего укрыться от мира, от всех его отношений, в болотах и лесах
белозерских; Иосиф имел в виду также и владыку, епископа, который будет взят
из монастыря. "Если у монастырей сел не будет, - говорил Иосиф, - то как
честному и благородному человеку постричься? Если не будет честных старцев,
то откуда взять на митрополию или архиепископа, или епископа? Если не будет
честных старцев и благородных, то вера поколеблется". Вспомним, что в
описываемое время обеспеченное содержание могло представляться не иначе как
в виде владения земельною собственностию, служилые люди получали содержание
в виде поместий; следовательно, вопрос о содержании монашествующих мог
представиться только в такой форме: или владеть им селами, или кормиться
подаянием и работою рук. Мнение Иосифа Волоцкого превозмогло на соборе, и
митрополит Симон отвечал великому князю, что духовенство не дерзает и не
благоволит отдавать церковных земель, причем ссылался на давний обычай
греческой и русской церкви, на уставы Владимира и Ярослава, наконец, даже на
пример ханов татарских, которые никогда не трогали имуществ церковных.
Великий князь оставил дело, но вопрос, как увидим после, не переставал
разделять русское духовенство.
Встречаем известие, что в описываемое время священники и в Москве
распределялись по соборам. Касательно прав духовенства мы видим, что оно не
было освобождено от телесного наказания. Кроме известий о наказаниях
еретикам под 1483 годом встречаем известие, что чудовского архимандрита,
князя Ухтомского и еще какого-то Хомутова били на торгу кнутом за то, что
они составили подложную жалованную грамоту Спасо-Каменному монастырю от
имени князя Андрея Вологодского после уже его смерти. От торговой казни
духовенство не было освобождено и во Пскове, что видим из следующего
известия под 1495 годом: по случаю шведской войны псковичи назначили набор
ратных людей - с десяти сох конного человека; назначили сбор со священников
и дьяконов; но священники нашли в правилах, что не следует брать ратников с
церковных земель; тогда посадники хотели силою заставить их давать ратных
людей, причем хотели двоих священников кнутом избесчестить, и те в одних
сорочках стояли на вече.
В заключение мы должны упомянуть о связи русской церкви с восточною при
Иоанне III. В 1464 году митрополит Феодосий писал в Новгород и Псков, прося
жертвовать на искупление св. гроба от египетского султана; для сбора
пожертвований хотел ехать в Москву сам иерусалимский патриарх Иоаким, но на
дороге заболел и умер в Кафе, завещав свое дело Иосифу, нареченному
митрополиту Кесарии Филипповой, который был поставлен на свою митрополию в
Москве здешним митрополитом Феодосием по благословению и по грамотам
патриарха Иоакима. В 1480 году иерусалимский патриарх Иоаким писал к
митрополиту Геронтию, что один русский, именем Григорий, под видом купца
нашел его в Египте и просил дать благословение и писание к московскому
митрополиту в порадование и приятельство. Приходил также за милостынею из
Афонской горы, из монастыря Ксиропотамона, инок Герасим; великий князь
наградил его и отпустил; но на дороге старец был взят в плен и ограблен
татарами, которые продали его в Астрахань, из Астрахани - в Казань, где он
был выкуплен и препровожден в Москву; митрополит Симон писал окружное
послание, прося пожертвований для этого Герасима. Видя, с одной стороны, в
русской церкви желание не прерывать связи с греческою церковию и сочувствие
к бедствиям последней - с другой, мы видим сильное отвращение к сближению с
церковию латинскою; в этом отношении любопытно письмо из Пскова от какого-то
Филиппа Петрова (вероятно, наместника владычного) к новгородскому
архиепископу Геннадию о споре псковских священников с латинскими монахами:
"Пришли серые чернецы от немцев в Псков да стали говорить о вере; были у
священников, а к тебе не захотели идти; речь их такова: соединил веру наш
папа вместе с вашими на осьмом соборе, и мы и вы христиане, веруем в сына
божия. Наши священники отвечали им: не у всех вера правая; если веруете в
сына божия, то зачем богоубийцам-жидам последуете, поститесь в субботу и
опреснок в жертву приносите? Зачем два духа беззаконно вводите, говоря: и в
духа святого животворяща, от отца и сына исходящего? А что говорите нам об
осьмом сонмище, об италиянском скверном соборе латинском, то нам хорошо
известно: это сборище окаянное на нашей памяти было, и едва убежал. кардинал
Исидор от нашего государя великого князя Василия Васильевича, царя всея
Руси; об этом соборе мы и слышать не хотим, потому что отринут он богом и
четырьмя патриархами; будем держать семь соборов вселенских и поместные; они
угодны богу, потому что сказано: "Премудрость созда себе дом и утверди
столпов семь".
Что касается состояния православного духовенства в Литовской Руси, то
здесь при избрании митрополита на Киев каждый раз посылали за благословением
к патриарху константинопольскому; избрание же и поставление совершалось в
Руси. В 1494 году великий князь Александр подтвердил жалованную грамоту отца
своего Казимира смоленскому владыке, по которой люди последнего
освобождались от суда наместника великокняжеского; также владыка получил
право перезывать из-за границы людей и селить их на своих церковных землях;
в 1499 году тот же великий князь дал митрополиту и епископам грамоту о
неприкосновенности святительского суда и церковного имущества на основании
церковного устава Ярославова (свитка Ярославля).
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.