История России с древнейших времен(ч.4)
Брат
ваш, Александр, некоторых из них за это казнил, а другие убежали к
московскому князю, который вместе с ними и поднял войну, ибо до него дошли
слухи, что некоторые князья и подданные нашего государя, будучи русской
веры, принуждены были принять римскую". Братья могли только обещать
Александру ходатайствовать за него пред тестем. Но еще не дожидаясь этого
ходатайства, сам Александр в начале 1500 года прислал в Москву смоленского
наместника Станислава Кишку жаловаться на начатие неприятельских действий со
стороны Иоанна и оправдаться в обвинениях, которые последний взводил на
него. "Мы поудержались писать тебя великим князем всея Руси, - велел сказать
Александр, - потому что по заключении мира тотчас же начались нам от тебя
обиды большие; ты нам объявил, что обиды прекратятся, когда мы напишем твое
имя как следует, и вот мы его теперь написали сполна. Ты велел нам сказать,
что принял князя Бельского с отчиною, потому что мы посылали к нему епископа
виленского и митрополита приводить его к римскому закону, но он не мог тебе
правды сказать, как лихой человек и наш изменник: мы его уже третий год и в
глаза не видали. Слава богу, в нашей отчине, Великом княжестве Литовском,
княжат и панят греческого закона много и получше его, этого нашего
изменника, да никогда силою и нуждою предки наши и мы к римскому закону их
не приводили и не приводим. В Орду Заволжскую мы посылали по нашим делам
украинским, а не на твое лихо. Великую княгиню нашу к римскому закону не
принуждаем и дивимся тому, что ты веришь больше лихим людям, которые,
забывши честь и души свои и наше жалованье, изменили нам и убежали к тебе,
чем нам, брату своему. Что же касается церкви, которую надобно построить на
сенях, да панов и паней греческого закона, то об этом между нами и речи не
было, мы об этом ничего не знаем; папы наши, которые были у тебя, нам об
этом ничего не сказали".
Иоанн велел отвечать: "Мы к брату своему Александру не об одном нашем
имени приказывали, а теперь он только одно наше имя в своей грамоте как
следует по докончанью написал. Говорит, что никого не принуждает к римскому
закону; так ли это он не принуждает? К дочери нашей, к русским князьям,
панам и ко всей Руси посылает, чтоб приступили к римскому закону! Сколько
велел поставить римских божниц в русских городах, в Полоцке и в других
местах? Жен от мужей и детей от отцов с имением отнимают да сами крестят в
римский закон; так-то зять наш не принуждает Русь к римскому закону? О князе
же Семене Бельском известно, что он приехал к нам служить, не желая быть
отступником от греческого закона и не хотя своей головы потерять; так какая
же его тут измена?"
В генваре 1501 года приехал в Москву посол от Владислава, короля
венгерского и богемского. Это был не первый посол венгерский в Москве при
Иоанне III: сношения с Венгриею начались еще с 1482 года, когда король
Матвей Корвин, имея нужду в союзниках против Казимира польского, прислал к
московскому великому князю с предложением действовать вместе против общего
врага. Разумеется, предложение было принято, и начались пересылки между
двумя дворами, причем Иоанн старался побуждать Матвея к решительной войне с
Польшею, уверяя, что он с своей стороны действует против Казимира, взял
Тверь, где княжил друг и свойственник польского короля, кроме того, взял
города и волости литовские, что хотя он и пересылается с Казимиром, но
единственно о порубежных обидных делах, мира же между ними нет. Отношения
переменились, когда вместо Матвея, врага Казимирова, королем венгерским стал
сын Казимиров, Владислав, который теперь прислал в Москву ходатайствовать за
брата своего, Александра, вместе с третьим Казимировичем, Яном Альбрехтом,
королем польским. Короли уговаривали Иоанна помириться с зятем, ибо война их
причиняет большой вред всему христианству, развлекая силы христианских
государей, которые должны быть все заодно против турок; в случае если Иоанн
не примет их ходатайства, Казимировичи грозились помогать брату и княжеству
Литовскому, из которого все они вышли, просили также отпустить на поруку
пленников, взятых в Литве. Иоанн отвечал изложением известных уже причин,
заставивших его начать войну с зятем: "Мы зятю своему ни в чем не выступили,
он нам ни в чем не исправил: так если король Владислав хочет брату своему
неправому помогать, то мы, уповая на бога, по своей правде против своего
недруга хотим стоять, сколько нам бог поможет: у нас бог помощник и наша
правда". Относительно пленных бояре отвечали: "В землях нашего государя пет
такого обычая, чтоб пленников отпускать на присяге или поруке, а нужды им
нет никакой, всего довольно - и еды, и питья, и платья". Наконец, Иоанн
велел объявить, что если зять пришлет за миром, то он с ним миру хочет, как
будет пригоже.
Александр прислал пана Станислава Нарбутовича с теми же речами, с
какими приезжал и прежний посол, Станислав Кишка, и получил тот же ответ с
некоторыми новыми жалобами: "Как наша дочь к нему приехала и он в то время
ни одному владыке не велел у себя в Вильне быть, а нареченному митрополиту
Макарию не велел венчать нашей дочери, которую дочь княжескую или боярскую
греческого закона она возьмет к себе и он ту силою велит окрестить в
латинство. Он говорит, что не принуждал русских к латинству, но это делалось
не тайно, а явно, ведомо это и в наших землях, и вашей всей Руси и Латыне;
которые его люди у нас в плену и те то же сказывают. Он хочет, чтоб мы в его
отчину не вступались, отдали ему те города и волости, которые люди наши
взяли; но все эти города и волости, также земли князей и бояр, которые
приехали нам служить, - все это исстари наша отчина". Иоанн повторил, что
если Александр пришлет великих послов, панов радных, то он охотно заключит
мир на условиях, какие сочтет приличными; то же писали и бояре московские
радным панам литовским, которые просили их стараться о мире. Паны отвечали,
что отправление великих послов задержано было смертью польского короля Яна
Альбрехта, наследником которого провозглашен был Александр. Опять Литва
соединилась с Польшею, но чрез это соединение, как и прежде, силы ее не
увеличились. Александр по-прежнему желал прекращения войны с Москвою; явился
новый ходатай: папа Александр VI писал к Иоанну, что немилостивый род
турецкий не перестает наступать на христианство и вводить его в крайнюю
пагубу, что турки взяли уже два венецианских города - Модон и Корон в Морее,
а теперь покушаются напасть на Италию, что в таких обстоятельствах всем
христианским правителям надобно быть в согласных мыслях.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.