История России с древнейших времен(ч.4)
Старшему послу, Ивану
Товаркову, псковичи дали 15 рублей, дьяку - 5 рублей, младшему послу Юрию
Шестаку - 10 рублей; но Юрий десяти рублей не принял. И все это псковское
добро их не тронуло, говорит летописец: приехавши на рубеж, всех провожатых
ограбили, лошадей и платье отняли, самих прибили да и деньги отняли; давно в
Пскове не бывало таких послов: ничем их нельзя было удобрить, в две недели
стоили они 60 рублей, кроме даров. Мы видели, что псковичи обещали отправить
новых послов к Иоанну бить челом о сохранении старины; великий князь
заставил этих послов дожидаться четыре недели и наконец дал такой ответ:
"Если псковичи на двор нашего наместника, а своего князя нападали, то сами
из старины выступили, а не я, князь великий". В феврале 1477 года князь
Ярослав получил из Москвы грамоту, в которой приказывалось ему ехать туда со
всем двором, а в Пскове не оставлять никого. Псковичи со страхом ожидали,
что из этого будет. И хотя такого злосердого князя еще у них не было, однако
высылали ему на всякий стан корм из города с честью; а он нарочно на сорока
верстах ночевал пять ночей, чтоб побольше изубыточить Псковскую волость, на
последнем же стане схватил и отвел 18 человек приставов, которые возили к
нему съестные припасы и чествовали его. Псковичи, впрочем, боялись напрасно:
Иоанн собирался в это время покончить с Новгородом, потому принял милостиво
псковских послов, привезших ему в дар 100 рублей, и сказал им, что пришлет
во Псков своих бояр, которые устроят все дела; захваченных Ярославом людей
всех отпустил, а самого Ярослава не пустил к себе на глаза во все то время,
как псковские послы были в Москве. Наместником во Псков назначен был князь
Василий Васильевич Шуйский.
В награду за помощь против Новгорода великий князь прислал во Псков
поклон и позолоченный кубок; посол его, Василий Китай, объявил от его имени
на вече: "Я, князь великий, хочу держать вас, свою отчину, в старине, а вы
бы также слово наше и жалованье держали честно: знайте это и помните..."
Псковичи отправили к нему своих послов бить челом за жалованье и за подарок
и вместе жаловаться на послов, что по дороге, по станам и по подворью в
городе обижают жителей, подарков просят не по псковской силе, с гневом и со
враждою, а что им Псков с челобитьем начнет на вече давать, того не
принимают, с веча бегают и в сердцах много причиняют христианам убытков и
истомы. Но великий князь за эту жалобу только рассердился на Псков, потому
что бояре сказали ему совсем другое. Псковичи немного выиграли от перемены
наместника: Василий Шуйский, по словам летописца, был князь невоинственный и
грубый, только и знал, что пил да грабил, и много всей земле грубости
наделал. Неизвестно, каким образом сменен был Шуйский и на его место прислан
опять князь Ярослав Васильевич Оболенский, при котором с 1483 года начались
опять сильные волнения: псковичи посекли дворы у шести посадников и у многих
других; в следующем году сельские жители, смерды, отказались исполнять свои
обычные работы для города; псковичи посадили троих из них в тюрьму и тогда
же закликали посадников и написали на них мертвую грамоту, т. е. объявили
осужденными на смертную казнь, за то, что они вместе с князем Ярославом
написали новую грамоту и положили ее в ларь без псковского ведома; одного из
посадников, Гаврилу, убили на вече всем Псковом. Опять, следовательно,
псковичи накликали на себя гнев великокняжеский, и когда в конце 1484 года
послы их приехали в Москву с челобитьем, чтоб их держали в старине, то Иоанн
с сердцем приказал смердов отпустить, посадников откликатъ, имение их
отпечатать и у князя Ярослава просить прощения. "Тогда только можете мне
бить челом, тогда я о вашем добре стану думать", - сказал великий князь.
Послы возвратились и объявили на вече приказ Иоаннов, но черные люди не
поверили и отправили в Москву новых послов, которые приехали с прежним
ответом. Черные люди и этим не поверили, говоря, что послы согласились
объявлять все одно итожено челобитью посадников, сбежавших в Москву,
потворствуют им; видно, что и во Пскове, как в Новгороде, было разделение на
две стороны: сторону лучших и сторону меньших людей. Встал сильный мятеж,
началась брань между лучшими людьми - посадниками, боярами, житыми - и
чернью; первые хотели исполнить требование великого князя, отпустить
смердов, откликать посадников, выкинуть из ларя мертвую грамоту и бить челом
князю Ярославу, чтоб ходатайствовал за них в Москве; боялись они от великого
князя казни, потому что без повеления перед его послом смерда казнили и
посадника Гаврилу убили. Но черные люди молодые говорили им: "Мы во всем
правы, и не погубит нас за это князь великий, а вам не верим, и князю
Ярославу не за что нам челом бить". После долгих споров отправили в Москву
двоих гонцов из молодых (незначительных) людей с такими речами: "Как нам,
господарь, укажешь, и мы все по твоей воле сделаем с смердами и посадниками,
а потом наши большие послы будут с челобитьем". Все это черные люди сделали
наперекор посадникам и житым, послали, не исполнивши ничего, что приказывал
великий князь. Но двое гонцов их были убиты в Тверской земле разбойниками,
тогда весною 1485 года псковичи послали в Москву посадников и бояр, на
челобитье которых великий князь отвечал с большим гневом: "Если моя вотчина
приказ мой исполнит и потом станет просить прощения, то я буду вас жаловать
как должно". На этот раз псковичи послушались, отпустили смердов, мертвую
грамоту из ларя выкинули, имение и дворы отпечатали. Осенью отправились
опять в Москву посадники и бояре вместе с князем Ярославом и повезли 150
рублей; великий князь пожаловал, объявил им, что отчину свою будет держать в
старине. Это уже четвертые послы, говорит летописец, да пятых разбойники
тверские убили, а все это слали псковичи по делу о смердах и много убытка
потерпели, рублей 1000 издержали, да вся земля мялась два года. Но и этим
дело не кончилось; спустя немного времени случилось одному священнику
разбирать грамоты у наровских смердов, и нашел он ту грамоту, в которой
говорилось, как смердам из веков вечных князю и Пскову дань давать и всякие
работы урочные отправлять; от этой-то грамоты и произошла вся беда, потому
что смерды, утаивши ее, не пошли на работу; псковичи не знали, как бывало в
старину, а смерды обманули великого князя, насказали ему все не так. Смерд,
увидавши грамоту в руках священника, вырвал ее у него; священник объявил об
этом, и псковичи посадили смерда под стражу; с тех пор начали являться к
посадникам и ко всему Пскову из города, пригородов и волостей челобитчики на
самого князя Ярослава и на его наместников.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.