История России с древнейших времен(ч.4)
В то же время Иоанн выслал от себя вон и велел схватить Ивана
Афанасьева с сыном за то, что советовали Новгороду отдаться за короля.
Прошел день, другой; на третий явился на Городище владыка и посадники
бить великому князю челом от Великого Новгорода, чтобы пожаловал,
смиловался, велел освободить посаженных бояр и отдать их на поруку. Великий
князь челобитья не принял и сказал: "Известно тебе, богомольцу нашему, и
всему Новгороду, отчине нашей, сколько от этих бояр и прежде зла было, а
нынче, что ни есть дурного в нашей отчине, все от них; так как же мне их за
это дурное жаловать?" В тот же день посадник Ананьин с тремя главными
товарищами скованные были отправлены в Москву. Спустя несколько времени
пришел опять Феофил с посадниками и многими другими людьми бить челом о
помиловании тех товарищей Ананьина, которые даны были на поруку; это
челобитье великий князь принял, велел только взыскать с виноватых 1500
рублей истцовых убытков да свои судные пошлины (свою вину). По окончании
этих дел, с 4 декабря, начались пиры у знатнейших новгородцев для великого
князя и продолжались до 19 января: каждый хозяин дарил гостя ковшами
золотыми, деньгами, мехами, рыбьими зубьями, сукнами, ловчими птицами,
вином, лошадьми. Те посадники и тысяцкие, которые не успели дать пиров для
великого князя, подносили ему дары, какими хотели дарить на пирах; из купцов
и житых людей не остался ни один, который бы не пришел с дарами, даже и
молодые (незначительные) люди многие были у него с дарами и челобитьем;
новоизбранный степенный посадник Фома Андреевич Курятник вместе с тысяцким
поднесли ему 1000 рублей от всего Великого Новгорода. Во время пиров приехал
шведский посол с просьбою о продолжении перемирия; великий князь пожаловал,
велел владыке и Новгороду заключить с шведами перемирие по старине и с
честью отпустил посла. При всех этих распоряжениях Иоанновых ни один из
старых обычаев, ни одно из старых условий не были нарушены: перемирие с
соседним государством было заключено владыкою и Новгородом, но с ведома и по
приказанию князя; по жалобе новгородцев Иоанн судил, сменил и наказал
посадника, ибо имел право верховного суда над всеми, имел право сменять
чиновников, объявив только их вину; при этом Иоанн выполнил в точности
старинный обычай: давши на обличенных своих приставов, требовал, чтобы
Новгород дал также и своих; он заточил осужденного посадника и его товарищей
в Москву, но и это была старина: Владимир Мономах, Святослав Ольгович
заточали на юг бояр новгородских, и после в договорах это право не было
отнято у князей. Иоанн не нарушил ни в чем старины, но давно уже новгородцы
отвыкли от нее, ибо в продолжение многих веков великие князья не
пользовались своими правами, а новгородцы, пользуясь настоящим, забыли и о
прошедшем и о будущем.
Месяц ехал великий князь из Москвы в Новгород; гораздо скорее
возвратился из Новгорода в Москву, ибо не был задерживаем на пути: 26 января
выехал он из Новгорода, 8 февраля был уже в Москве. И здесь соблюдено было
условие старинных договоров: "Когда, князь, поедешь в Новгород, тогда тебе
дары брать по постояниям (станциям); когда же поедешь из Новгорода, тогда
дара тебе не надобно". В марте приехал в Москву владыка Феофил с боярами
просить об освобождении заточенных новгородцев; Иоанн угостил владыку, но из
заточенных не отпустил ни одного. Между тем многим понравилось искать защиты
от обид на суде великокняжеском; ждать Иоанна, когда он опять приедет в
Новгород, было долго, и вот забыли старинное условие: "На Низу новгородца не
судить"; стали брать приставов и являться в назначенный срок в Москву на
суд. В начале 1477 года приехал посадник Захар Овинов за приставом
великокняжеским со многими новгородцами - одним отвечать, на других искать.
Вслед за Овиновым приехали другие бояре и многие житые люди, также поселяне,
монахини, вдовы и все обиженные, многое множество, искать удовлетворения в
обидах и отвечать на жалобы других. "Этого не бывало от начала, - говорит
летописец, - как земля их стала и как великие князья пошли от Рюрика на
Киеве и на Владимире; один только великий князь Иван Васильевич довел их до
этого".
Два шага было сделано; оставалось сделать третий, последний. Все было
приготовлено: литовская сторона, пораженная бездействием Казимира,
безмолвствовала без глав своих; народ начал смотреть на московского князя
как на верховного судью; мало того, были в Новгороде люди, которых летописец
называет приятелями князя московского; вече молчало. Но оно могло заговорить
при первом удобном случае, при первой победе хана Золотой или Казанской
Орды, и посадник все еще сидел в суде подле московского наместника; надобно
было освободиться и от веча, и от посадника. Приехали двое послов
новгородских, Назар Подвойский и Захар, вечевой дьяк, которые в челобитье
назвали Иоанна государем, тогда как прежде, "с тех пор как земля их стала, -
говорит летописец, - того не бывало, ни одного великого князя государем не
называли, а только господином". Летописи не сообщают ясных подробностей, кем
собственно и как устроено было это дело. В следующем же месяце (апреля 24)
отправились послы из Москвы спросить владыку и весь Великий Новгород:
"Какого они хотят государства? Хотят ли, чтоб в Новгороде был один суд
государя, чтобы тиуны его сидели по всем улицам, хотят ли двор Ярославов
очистить для великого князя?" В некоторых летописях говорится, что послы
назвали Иоанна государем по решению владыки, бояр, посадников, но без ведома
Великого Новгорода; в других говорится, что новгородцы, услыхав запрос посла
московского, пограбили этих посадников и бояр, дворы, доспехи и всю ратную
приправу у них отняли; известный нам Захар Овин оговорил другого боярина,
Василия Никифорова, будто бы тот во время поездки своей в Москву присягнул
там служить великому князю против Новгорода. 31 мая встал мятеж, собралось
вече, пришли на Василия Никифорова, взяли его и привели перед народ, который
закричал ему: "Переветник! Был ты у великого князя и целовал ему крест на
нас!" Василий отвечал: "Целовал я крест великому князю в том, что буду
служить ему правдою и добра ему хотеть, а не целовал я креста на государя
своего, Великий Новгород, и на вас, своих господ и братий". Его убили без
милости, иссекли топорами на части; но потом убили и Захара Овина вместе с
братом у владыки на дворе, сына Кузьмина замертво оставили, схватили и двоих
других бояр. Луку Федорова и Феофилакта Захарьина, но, приведши на вече,
пожаловали, взявши с них присягу, что будут хотеть добра Новгороду.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.