История России с древнейших времен(ч.4)
- Жалованные грамоты. - Вельможество и войско в Западной
России. - Козаки. - Города. - Сельское народонаселение. - Свойства страны по
иностранным описаниям. - Промыслы. - Торговля. - Искусства. - Церковные
события. - Иосиф Волоцкий и Максим Грек. - Вассиан Косой. - Быт монастырей.
- Сношения с восточными церквами. - Состояние западнорусской церкви. -
Законодательство. - Народное право. - Нравы и обычаи. - Литература.
Мы видели, с каким нетерпением враги Московского государства ждали
смерти Иоанновой, думая, что следствием ее будут междоусобия между Василием
и племянником Димитрием, которого многочисленные приверженцы успеют
освободить. Но они обманулись в своей надежде: сторона Димитрия не
тронулась, и этот князь умер в тесном заключении в 1509 году. Мы видели
также, что, обманувшись в надежде на Димитрия, Сигизмунд литовский попытался
было поднять против Василия родного брата его, - и эта попытка осталась без
успеха. Неуспех здесь, однако, происходил от бессилия удельных князей, а не
от нежелания их высвободиться от тех отношений, в которые новый порядок
вещей ставил их к старшему брату, к великому князю. В 1511 году великий
князь узнал, что брат его, Семен калужский, хочет бежать в Литву. Василий
велел ему явиться в Москву; Семен, видя, что умысел его открыт,
предугадывая, что готовится ему в Москве, начал просить старшего брата о
помиловании посредством митрополита, владык и других братьев. Великий князь
простил Семена, но переменил у него всех бояр и детей боярских. Семен умер в
1518 году.
Касательно отношений Василия к другому его брату, князю Димитрию
Ивановичу, до нас дошел любопытный памятник-наказные речи Ивану Шигоне, как
тот должен был говорить Димитрию от имени великого князя наедине: "Брат! Сам
рассуди, хорошо ли ты делаешь? Помнишь, как нам отец наш приказал между
собою жить? Я приказывал тебе, чтоб ты удовлетворил нас в козельских делах и
в деле Ушатого; а ты не только не исполнил нашего требования, но еще опять
посылал на землю Ушатого, велел его деревни грабить, а нам с нашими детьми
боярскими ответ прислал не такой, какой следовало тебе прислать. А на ту
грамоту, что мы послали к тебе с Федором Борисовым, ты и вовсе нам никакого
ответа не дал; теперь же еще хуже того с нами поступил: прислал к нам такого
паробка, какого тебе не следовало к нам присылать, и прислал его с грамотою,
в которой говорится о великих делах. Не знаю, какое я тебе бесчестие, какую
обиду нанес? А ты ко мне так отвечал с нашими детьми боярскими и в грамоте
своей так к нам писал: разве так отцу отвечают и в грамоте пишут?" Здесь
великий князь, вооружаясь против старинных притязаний удельных князей, хочет
сам опереться на старину, по которой младшие братья должны были считать
старшего отцом. Димитрий умер в 1521 году.
Об отношениях великого князя Василия к брату его Юрию Ивановичу мы
получаем некоторые сведения из челобитной Ивана Яганова, посланного в
Дмитров для наблюдения за поступками князя Юрия; из этой челобитной узнаем,
что при дворе Юрия были дети боярские, которые чрез Яганова давали знать
великому князю о замыслах его брата. В начале княжения Иоанна IV Яганов был
заключен в оковы за ложные вести и по этому случаю писал свою челобитную.
"Прежде, - пишет Яганов, - служил я, государь, отцу твоему, великому князю
Василию: что слышал о лихе и о добре, то все государю сказывал, а которые
дети боярские князя Юрья Ивановича приказывали к отцу твоему со мною
великие, страшные, смертоносные дела, и я обо всех этих делах государю
объявлял, и отец твой меня за то взялся жаловать своим жалованьем, а ковать
меня и мучить за то не приказывал; велел он мне своего дела везде искать, и
я, ищучи государева дела и земского, с дмитровцами кой-что из именьишка
своего истерял. А что я слышал у тех же детей боярских на попойке жестокую
речь вместе с Яковом, ту речь я и Яков сказали твоим боярам; я не знаю,
спьяну ли они говорили или по глупости; мне было в те поры уши свои не
смолою забить, я что слышал, то и сказал, точно так же как прежде отцу
твоему служил и сказывал; а если б я не сказал этих речей, жестоких речей, и
кто бы другой их мимо меня сказал, то меня бы казнили. Не сказали жестоких
речей на Якова Дмитриева отцу твоему Башмак Литомин да Губа Дедков, и отец
твой хотел их казнить. А в записи твоей целовальной написано: слышав о лихе
и о добре, сказать тебе, государю, и твоим боярам. Так тот ли добрый
человек, кто что слышал да не скажет? А не хотел бы я тебе, государю,
служить, так я бы и у князя Юрия выслужил. Отец твой, какую речь кто ему
скажет, будет сойдется, и он ее ставил в дело, а будет не сойдется на дело,
и он пускал мимо ушей; а кто скажет, того не наказывал и суда ему не давал в
своем деле. Я, государь, тебя и твою мать, благоверную великую княгиню
Елену, от нескольких смертоносных напастей избавлял; я же нынче за тебя
кончаю в муках живот свой". Из жития св. Иосифа Волоцкого узнаем, что
однажды великому князю Василию донесли на брата Юрия, будто он собирается
отъехать в Литву; по просьбе Юрия Иосиф вступился в дело, отправил в Москву
двух иноков своего монастыря -Кассиана и Иону-ходатайствовать пред великим
князем за Юрия, и ходатайство было успешно.
Этому-то брату Юрию великий князь должен был оставить престол за
неимением собственных детей: великая княгиня Соломония была бесплодна.
Тщетно несчастная княгиня употребляла все средства, которые ей
предписывались знахарями и знахарками того времени, - детей не было,
исчезала и любовь мужа. Однажды, говорит летописец, великий князь, едучи за
городом и увидав на дереве птичье гнездо, залился слезами и начал горько
жаловаться на свою судьбу. "Горе мне!-говорил он. - На кого я похож? И на
птиц небесных не похож, потому что и они плодовиты; и на зверей земных не
похож, потому что и они плодовиты; и на воды не похож, потому что и воды
плодовиты: волны их утешают, рыбы веселят". Взглянувши на землю, сказал:
"Господи! Не похож я и на землю, потому что и земля приносит плоды свои во
всякое время, и благословляют они тебя, господи!" Вскоре после этого он
начал думать с боярами, с плачем говорил им: "Кому по мне царствовать на
Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям отдать? Но они и
своих уделов устроить не умеют". На этот вопрос послышался ответ между
боярами: "Государь князь великий! Неплодную смоковницу посекают и измещут из
винограда". Так думали бояре, которые действительно могли бояться за
будущность государства, если б оно досталось князю, не умевшему
распорядиться и малым уделом; так думали люди, приверженные к Василию и к
установленному при нем порядку вещей, люди сильные при Василии, надеявшиеся
сохранить свое положение при сыне его и боявшиеся злой участи при брате,
который нерасположение свое к старшему брату должен был распространить и на
всех верных слуг последнего.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.