История России с древнейших времен(ч.4)
Как пришла сюда мать великого князя, великая княгиня София, с вашими
греками, так наша земля и замешалась, и пришли нестроения великие, как и у
вас в Цареграде при ваших царях". Максим заметил на это: "Господин! Мать
великого князя, великая княгиня София, с обеих сторон была рода великого: по
отце царского рода константинопольского, а по матери происходила от великого
герцога феррарского Италийской страны". Берсень отвечал: "Господин, какова
бы она ни была, да к нашему нестроению пришла. Которая земля переставляет
обычаи свои, та земля недолго стоит, а здесь у нас старые обычаи великий
князь переменил; так какого добра от нас ждать?" В чем же, по мнению
Берсеня, состояла эта перестановка обычаев? "Лучше, - говорит он, - старых
обычаев держаться и людей жаловать, и старых почитать; а теперь государь
наш, запершись сам-третей у постели, всякие дела делает". Итак, перестановка
обычаев состояла в том, что великий князь, отстранив прежнее влияние
дружины, начал думать особо свою думу, с кем хотел, и теперь уже дружина не
могла сказать ему по-прежнему: "Ты, князь, сам собою это замыслил, так не
едем за тобой, мы об этом ничего не знали"; не смела она сказать теперь
этого, потому что московские князья уничтожили отдельные волости и боярам
некуда уже стало более отъехать. Но не одни недовольные князья и бояре
оставили нам свидетельства о важном влиянии Софии на перестановку обычаев в
Русской земле; есть свидетельства более беспристрастные: Герберштейн, бывший
в Москве в княжение сына Софии, говорит об ней: "Это была женщина
необыкновенно хитрая; по ее внушению великий князь сделал многое", Наконец,
летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иоанн
окончательно разорвал с Ордою.
26 марта 1479 года родился у Софии первый сын Василий-Гавриил; в 1490
году старший сын Иоаннов, молодой великий князь Иоанн, разболелся ломотою в
ногах ("камчюгом"); в это время был в Москве лекарь, мистр Леон, жид,
вызванный русскими послами из Венеции; Леон объявил отцу больного: "Я вылечу
сына твоего; а не вылечу, вели меня казнить смертною казнью". Великий князь
велел лечить; Леон стал давать больному лекарство внутрь, а к телу
прикладывать стклянки с горячею водою; но от этого лечения Иоанну стало
хуже, и он умер 32-х лет. Старый великий князь велел схватить лекаря, и, как
минуло покойнику сорок дней, Леона казнили смертью. Эти подробности важны
для нас потому, что, как мы видели, люди, недовольные Иоанном III и Софиею,
упрекали их в отраве Иоанна Молодого. Но последний оставил малолетнего сына
Димитрия от брака своего на Елене, дочери Стефана, господаря молдавского, и
потому теперь рождался вопрос, кому наследовать великое княжение - сыну или
внуку. Если бы Иоанн III захотел обратить внимание на старый обычай, если бы
справился с летописями, то нашел бы, что внук не мог получить великого
княжения не по отчине. Но мы видели, что отец Димитрия, Иоанн, был при жизни
своего отца уже великим князем, равным отцу, и потому, даже по прежним
родовым счетам, преждевременная смерть Иоанна Молодого не лишала сына его
прав на старшинство; притом же московскому государю не было теперь нужды до
старых родовых счетов; все предки его шли наперекор им, отдавая преимущество
племяннику перед дядею; Иоанн III, верный преданию, должен был также отдать
преимущество внуку Димитрию перед сыном Василием. Но последний имел за собою
также важные преимущества: он был сын Софии Палеолог, от царского корня;
ему, разумеется, а уже никак не Димитрию принадлежал герб Римской империи, и
София была способна внушить мужу и сыну высокое мнение о своем
происхождении, своих правах, была способна поддержать эти права. Начались
происки, двор разделился на две стороны.
Если князья и бояре и по смерти Софии дурно отзывались о ней,
представляли ее виновницею перемены, перемены к худшему, по их мнению, то
ясно, что они не могли быть расположены к ней при жизни ее и потому
поддерживали Елену, вдову Иоанна Молодого, и сына ее Димитрия; на стороне же
Софии и сына ее Василия мы видим только детей боярских и дьяков. Дьяк Федор
Стромилов известил Василия, что отец хочет пожаловать великим княжением
внука Димитрия, и вместе с Афанасьем Яропкиным, Поярком, Руновым братом, и
другими детьми боярскими начал советовать молодому князю выехать из Москвы,
захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия; главные
заговорщики набрали себе и других соумышленников, привели их тайно к
крестному целованию. Но заговор был открыт в декабре 1497 года; Иоанн велел
держать сына на его же дворе под стражею, а приверженцев его велел казнить;
шестерых казнили на Москве-реке: Яропкину отсекли руки, ноги и голову,
Пояркову - руки и голову; двум дьякам - Стромилову и Гусеву - да двум детям
боярским - князю Палецкому-Хрулю и Щевью-Стравину - отсекли головы, многих
других детей боярских пометали в тюрьмы. В то же время рассердился великий
князь и на жену свою, великую княгиню Софию, за то, что к ней приходили
ворожеи с зельем; этих лихих баб обыскали и утопили в Москве-реке ночью,
после чего Иоанн стал остерегаться жены.
Желание бояр исполнилось. Но, удалившись от Софии, Иоанн не удалился от
мыслей, внушенных ею; отстранив сына ее от великого княжения, он спешил
совершить царское венчание над соперником его, внуком Димитрием, и бояре, не
любившие Софию за принесение новых понятий, пользуются, однако, ими и
называют Димитрия-внука боговенчанным в укор Василию и сыну его. 4 февраля
1498 года в Успенском соборе, среди церкви, приготовили место большое там,
где святителей ставят; на этом месте поставили три стула: великому князю,
внуку его, Димитрию, и митрополиту; на налое лежала шапка Мономахова и
бармы. Когда великий князь с внуком вошли в церковь, митрополит со всем
собором начал служить молебен богородице и Петру-чудотворцу, после чего
митрополит и великий князь сели на своих местах, а князь Димитрий стал у
мест перед ними, у верхней ступени. Иоанн, обратясь к митрополиту, начал
говорить: "Отец митрополит! Божьим изволением, от наших прародителей,
великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие
князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего
первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но божьею волею сын
мой Иван умер, у него остался сын первый, Димитрий, и я его теперь
благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским,
Московским и Новгородским; и ты бы его, отец, на великое княжение
благословил".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.