История России с древнейших времен(ч.4)
Видим распоряжения, по которым дочь вводилась во владение отцовским
имуществом, приобретенным чрез пожалование великокняжеское. Относительно
наследства жен после мужа встречаем такое распоряжение: князь Мосальский
просил у великого князя Александра имения в Смоленском повете, говоря, что
владелец этого имения, Протасьев, умер, наследников не оставил, оставил
только жену; великий князь дал просителю имение с тем, чтоб он держал в нем
вдову Протасьева в чести, не обижал ничем до самой ее смерти. По уставной
грамоте, данной жителям Бельзской области в 1501 году, жена по смерти мужа
оставляется в покое год и неделю; потом, взявши вено, которое получила она
от мужа, а если б этого вена не было, то взявши свое вено или приданое, с
которым выдана была замуж, вдова возвращается к родичам своим, если имеет
их, братьев или сестер, и должна возвратить вено родичам, которыми была
выдана замуж; если же не захочет возвратить, то теряет право на следующую ей
долю отцовского имущества, но не материнского. Что касается наследства после
изменников, то по случаю спора между князьями Бельскими о наследстве князя
Федора, бежавшего в Москву, было утверждено: если кто-нибудь побежит от
господаря, челом не ударивши, то имущество его нейдет к родственникам, но на
господаря.
Относительно права народного княжение Иоанна III очень важно для нас,
во-первых, потому, что при нем начались дипломатические сношения с такими
государствами, с которыми прежде сношений не было; во-вторых, потому, что
начиная с его времени дипломатические сношения дошли до нас во всех
подробностях записанные. Что касается образа ведения войны, то он при Иоанне
III нисколько не изменился против прежнего; видим ту же жестокость и во
внешних и в междоусобных войнах: при описании войны новгородской читаем, что
полки пошли к Новгороду разными дорогами, пленили, жгли; взятым в битве
пленникам резали носы и губы; в походе на землю Черемисскую русские полки
причинили ей много вреда, людей перебили, других в плен взяли, иных сожгли,
скот, которого нельзя было взять с собою, перебили; обычай браниться перед
битвами продолжался, что видим из описания Шелонского боя; одному
религиозному требованию делались уступки: так, великий князь во время
новгородской войны не велел союзным татарам брать в плен людей-христиан.
Касательно мирных сношений с государствами прежде всего замечаем в них
различие, происходившее от различных степеней важности этих государств для
Москвы. Самый большой почет в формах дипломатических сношений, даже в ущерб
двору московскому, как мы видели, оказывался хану крымскому; здесь
действовало кроме сознания пользы крымского союза еще предание о прежних
недавних отношениях к татарским ханам; предание это было так сильно, что
вело к странности: не требуя равенства в сношениях с Менгли-Гиреем,
московский двор требовал полного равенства в сношениях с султаном турецким,
которого Менгли-Гирей был подручником. Большим почетом пользовались в Москве
послы императора германского, но с соблюдением равенства; почет оказывался
им на том основании, что и нашим послам при дворе австрийском оказывались
большие почести. При жизни Казимира литовского в сношениях его с Иоанном
видим равенство, которое нарушается после его смерти, и нарушается в пользу
Москвы: так, для заключения мира знатные послы литовские приезжают в Москву,
что делается уже примером для будущего времени и правом московского двора.
Касательно же других соседних держав, Швеции и Ливонии, Иоанн не допускал
даже непосредственных сношений, требовал, чтобы эти державы сносились с его
наместниками; в сношениях с ливонскими немцами Иоанн писался царем, а от них
писалось ему челобитье.
Иоанн III высказал такое понятие о после: "Всякий посол речи говорит и
лицо носит государя своего". Вследствие этого требовал также, чтоб у послов
и людей посольских не смотрели их вещей, не брали с них тамги и никаких
других пошлин. Но относительно обращения других государей с послами держав,
ему враждебных, Иоанн обнаруживал иногда другого рода желания: в случае если
б крымский хан спросил московского посла: "Посол королевский сидит у меня в
заточении, и князь великий что мне приказал об нем?" - то московский посол
должен был отвечать хану по наказу своего государя: "Король как тебе недруг,
так и моему государю недруг; так чем недругу досаднее, тем лучше". Имея
такое высокое понятие о после, как носящем лицо государя своего, Иоанн
должен был заботиться не только о том, чтоб его послу оказывалась достойная
честь, но также и о том, чтоб сам посол поведением своим не унизил
достоинства государя своего; так, в наказе послам, отправленным в Литву, -
окольничему Петру Михайловичу, дворецкому Константину Григорьевичу,
сокольничему Михаилу Степановичу и дьяку Губе - читаем: "Вы бы, Константин,
Михайло и Губа, Петра чтили во всем, а ты бы, Петр, их берег да также чтил
бы во всем, а розни между вами не было бы ни в чем, чтобы вы своею рознью
мне бесчестья не нанесли, а делу моему порухи не было бы. А как будете у
короля за столом и после стола пришлет за вами король, чтоб вы шли вместе
пить, то вы идите все к Петру, да чтоб между вами все было гладко и пили бы
вы бережно, не допьяна; где ни случится вам пить, вы бы себя берегли, пили
бы бережно, чтобы вашим небрежением нашему имени бесчестья не было; ведь что
сделаете неприличное, то нам бесчестье и вам бесчестье же; так вы бы во всем
себя берегли. Да что посланы с вами дети боярские - Орлов с товарищами, то
на лавке от Губы садился бы Орлов, а против его на скамье -
Рахманин-Тилилин, а другим детям боярским скажите, чтоб между ними мест не
было, садились бы и к руке и к чаше ходили все попеременно, чтоб между ними
об этом споров не было; а кто не послушается, на того вы прикрикните да и
ударьте".
Когда одна из воюющих держав обнаруживала желание кончить войну, то
требовала пропускных, или опасных, грамот для послов своих; выдачу этих
грамот Иоанн не хотел, однако, считать знаком прекращения военных действий;
так, он писал сыну своему Димитрию, осаждавшему Смоленск: "Посылаю тебе
опасную грамоту на имя великого князя Александра для его послов: отдай ее
епископскому человеку, за ней приехавшему; но постарайся, чтоб он не заезжал
в Смоленск и не объявлял бы городничему, что опасная грамота дана; и вы дела
не откладывайте, Смоленск доставайте, наше и земское дело делайте, как вас
бог вразумит и как вам поможет".
Услыхав о приближении посла, посылали пристава встречать его на границе
и во все продолжение пути давать ему корм с медом и вином; Максимилианову
послу Снупсу велено было давать в Новгороде на день по курице, по две части
говядины, по две части свинины, по два калача полуденежных, а соли, заспы,
сметаны, масла, меду и вина, сколько понадобится.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.