История России с древнейших времен(ч.4)
Я пошел к царю и
девяти (подарки) понесли за мною; тут Кудаяр-мурза отнял у подьячего шубу
беличью хребтовую; как подошел я к царевым дверям, ясаулы посохи свои
бросили передо мною и стали говорить толмачу: "Давай пошлины!" Я перешагнул
через посохи. "Ничего, - говорю, - не ведаю"; а мурза Аппак мне сказал: "Не
потакай, ступай прямо к царю". Царь спрашивал о твоем (великого князя)
здоровье, меня жаловал, и царевичи меня жаловали и карашеваться звали; я
посольство правил, царь меня жаловал чашею и остаток подал, и царевичи
жаловали, остатки подавали; потом царь, немного посидевши, велел мне чашу
подать, а я чашу подал царю, царевичам и князьям, но когда дошел черед до
Кудаяр-мурзы, то я начал бить челом царю на него, что холопом меня назвал и
шубу отнял. "Кудаяр-мурзе, - говорил я, - чашу не подам за это: холоп я твой
да брата твоего, государя великого князя Василия Ивановича". Царь начал
говорить за Кудаяра (по нем покрашивать). "Мы его этим пожаловали", -
говорил царь. Я на это отвечал: "В том, государь, волен ты, вольный человек,
хотя и все ему отдай". Царь после этого меня отпустил и прислал за мною с
медом, а Кудаяра, говорят, бранил и вон выслал... А царевич Ахмат-Гирей
прислал ко мне дувана своего; дуван ко мне приехал, да стал браниться,
говорит: "Царевич тебе приказал сказать: не додашь мне тех поминков, что мне
Заболоцкий давал, и я тебя велю на цепи к себе привести". Я ему отвечал:
"Цепи твоей не боюсь, а поминков не дам, поминков у меня нет".
Мы видели, что и Александр и Сигизмунд, желая войны с Москвою,
старались поднять на нее магистра ливонского, но уже из ответа
Плеттенбергова Александру можно было усмотреть, что старания будут
безуспешны. Ливония и города ганзейские хлопотали только о том, чтобы с
помощию короля римского Максимилиана возвратить своих пленников и товары,
захваченные при Иоанне. Известный нам Гардингер приехал осенью 1506 года в
Москву с прежнею просьбой от Максимилиана об освобождении ливонских
пленников; Василий велел отвечать: "Если Максимилиан, король римский, будет
с нами в союзе, братской любви и дружбе, как был с отцом нашим, и если
магистр, архиепископ и вся земля Ливонская от нашего недруга литовского
отстанут, пришлют бить челом в Великий Новгород к нашим наместникам,
исправятся нашим отчинам, Великому Новгороду и Пскову, вовремя, то мы,
посмотри по их челобитью, для Максимилиана, короля римского, прикажем своим
наместникам и своим отчинам, Новгороду и Пскову, с ливонцами мир заключить,
как будет пригоже, и тогда пленников освободим". Ливонские послы не являлись
в продолжение войны с Литвою; но когда эта война кончилась, то магистр в
марте 1509 года прислал бить челом о перемирии, которое и было заключено
новгородским и псковским наместниками на четырнадцать лет; по договору немцы
обязались не приставать к литовскому великому князю и его преемникам,
получили право торговать в Новгородской земле всяким товаром, кроме соли, с
обеих сторон обязались давать послам проводников и подворья безденежно.
Потом Максимилиан присылал с просьбою, чтобы позволено было ганзейским
городам торговать по-прежнему с Новгородом и Псковом и чтоб отданы были
товары, захваченные при Иоанне; Василий отвечал, что относительно
возобновления торговли исполнит просьбу Максимилианову, если ганзейские
города пришлют к новгородским и псковским наместникамить о том челом
попригожу, но что товаров им не отдадут.
Обезопасив себя со стороны Казани, Крыма, Литвы и Ливонии, Василий
задумал порешить со Псковом, к чему подавали повод постоянные столкновения
власти народной со властию наместника великокняжеского. С 1508 или 1509 года
во Пскове наместником был князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, а псковичи
прозвали его Найденом, потому что, говорит их летописец, приехал он в Псков
не по обычаю не будучи прошен и объявлен, нашли его псковичи на загородном
дворе, потому священники навстречу к нему со крестами не ходили; и был этот
князь лют до людей, прибавляет летописец. Осенью 1509 года великий князь
отправился в Новгород и получил здесь от Оболенского жалобу, что псковичи
держат его нечестно не так, как держали прежних наместников, и дела
государские делают не по-прежнему, в суды и доходы великокняжеские
вступаются и людям наместничьим от них бесчестие и насилие большое. Вслед за
жалобою от наместника явились в Новгород посадники и бояре псковские,
поднесли великому князю в дар полтораста рублей и били челом, что обижены от
наместника, от его людей, от его наместников пригородских и от их людей.
Великий князь отвечал: "Хочу отчину свою жаловать и оборонять, как отец наш
и деды делали; и если придет на моего наместника много жалоб, то я его
обвиню перед вами". Отпустив посадников и бояр, Василий отправил в Псков
окольничего князя Петра Васильевича Великого и дьяка Далматова с приказанием
выслушать князя Оболенского с псковичами порознь и помирить их. Посланные
возвратились и объявили, что псковичи с наместником не мирятся, приехали
опять посадники бить челом, чтоб государь дал им другого наместника, а с
Репнею прожить им нельзя. Тогда великий князь велел ехать к себе в Новгород
Репне и всем псковичам, у которых есть жалобы на наместника. Поехал
наместник, поехал посадник Леонтий, но поехал жаловаться не на Оболенского,
а на товарища своего, другого посадника, Юрия Копыла; Юрий поехал отвечать и
скоро прислал из Новгорода грамоту: "Если не поедут посадники из Пскова
говорить против князя Ивана Репни, то вся земля будет виновата". Тогда
сердце у псковичей приуныло; поехали девять посадников да купеческие
старосты всех рядов. Великий князь управы им не дал, но объявил: "Сбирайтесь
жалобщики на Крещение, тогда я вам всем управу дам, а теперь вам управы
никакой нет". Жалобщики возвратились домой и, когда подошел срок,
отправились опять в Новгород. В самый праздник Крещения Василий велел
псковичам собраться и идти на реку на водосвятие, где был и сам с крестным
ходом; потом бояре объявили им: "Посадники псковские, бояре и жалобщики!
Государь велел вам всем сбираться на государский двор, а кто не пойдет, тот
бы боялся государевой казни, потому что государь хочет дать вам всем
управу". Псковичи отправились с реки на владычный двор; посадники, бояре и
купцы введены были в палату, а младшие люди стояли на дворе: и вот вошли в
палату московские бояре и сказали псковичам: "Пойманы вы богом и великим
князем Василием Ивановичем всея Руси". Посадников посадили тут же, в палате,
а младших переписали и отдали новогородцам по улицам беречь и кормить до
управы.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.