История России с древнейших времен(ч.4)
Но в настоящем договоре между Иоанном и Александром о
рязанских князьях сказано: "Великий князь рязанский Иван Васильевич с
братом, детьми и землею в твоей стороне, великого князя Ивана, а мне,
великому князю Александру, их не обижать и в земли их не вступаться; если же
они мне сгрубят, то я должен дать об этом знать тебе, великому князю Ивану,
и ты мне должен дать удовлетворение". Таким образом, и Рязань признана в
полной зависимости от Москвы.
Еще прежде начала переговоров о волостях послы были у великой княгпни
Софии и перед тем спрашивали, будут ли при ней дочери. Им отвечали, что
дочерей не будет. По окончании переговоров Иоанн объявил, что соглашается
выдать дочь за Александра, если только, как говорили послы и ручались
головою, неволи ей в вере не будет. На другой день послы отправились к
великой княгине и увидели тут невесту, старшую княжну Елену, после чего в
тот же день было и обрученье: кресты с цепями и перстни меняли; место жениха
занимал пан Станислав, а, старшего, пана Петра, отстранили потому, что он
был женат на другой жене. Иоанн требовал, чтоб Александр дал ему
относительно веры Елениной утвержденную грамоту в такой форме: "Нам его
дочери не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон". Для
получения этой грамоты и для взятия с Александра клятвы в соблюдении мирного
договора отправились в Литву послами князья Ряполовские - Василий и Семен
Ивановичи. Любопытно, что Ряполовские должны были править поклоны Александру
от всех сыновей Иоанновых, начиная с Василия, и потом уже от внука Димитрия
- знак, что в 1494 году последний считался ниже всех своих дядей и Василий
являлся наследником великого княжения. Ряполовские получили такой наказ:
"Говорить накрепко, чтоб Александр дал грамоту о вере Елениной по списку
слово в слово, если же он не захочет никак дать грамоты, то укрепить его на
словах, пусть крепкое свое слово молвит, что не будет ей принуждения в
греческом законе". Александр не отказался дать грамоту, но велел написать ее
по другой форме, а именно вставлено было новое обстоятельство: "Александр не
станет принуждать жены к перемене закона, но если она сама захочет принять
римский закон, то ее воля". Ряполовские отказались принять эту грамоту, и
когда приехал в Москву посол от Александра, Лютавор Хребтович, то Иоанн
спросил у него, зачем изменена форма грамоты. Хребтович отвечал, что он не
может отвечать на этот вопрос, не имея наказа; тогда Иоанн объявил, что если
Александр не даст грамоты по прежней форме, то он не выдаст за него дочери.
Александр уступил, прислал грамоту, какой требовал Иоанн, и тот назначил
срок приезжать за Еленою - Рождество Христово, "чтобы нашей дочери быть у
великого князя Александра за неделю до нашего великого заговенья мясного".
В генваре 1495 года приехали в Москву за Еленою литовские послы:
воевода виленский князь Александр Юрьевич, известный уже нам наместник
полоцкий Ян Заберезский и наместник брацлавский пан Юрий. Иоанн сказал им:
"Скажите от нас брату и зятю вашему, великому князю Александру: на чем он
нам молвил и лист свой дал, на том бы и стоял, чтоб нашей дочери никаким
образом к римскому закону не нудил; если бы даже наша дочь и захотела сама
приступить к римскому закону, то мы ей на то воли не даем, и князь бы
великий Александр на то ей воли не давал же, чтоб между нами про то любовь и
прочная дружба не порушилась. Да скажите великому князю Александру: как,
даст бог, наша дочь будет за ним, то он бы нашу дочь, а свою великую княгиню
жаловал, держал бы ее так, как бог указал мужьям жен держать, а мы, слыша
его к нашей дочери жалованье, радовались бы тому. Да чтоб сделал для нас,
велел бы нашей дочери поставить церковь нашего греческого закона на
переходах у своего двора, у ее хором, чтоб ей близко было к церкви ходить, а
нам бы его жалованье к нашей дочери приятно было слышать. Да скажите от нас
епископу и панам вашей братье, всей Раде, да и сами поберегите, чтоб брат
наш и зять нашу дочь жаловал и между ними братство и любовь и прочная дружба
не порушились бы".
13 генваря Иоанн, отслушав обедню в Успенском соборе со всем семейством
и боярами, подозвал литовских послов к дверям и передал им дочь. Елена
остановилась в Дорогомилове и жила два дня: брат ее Василий угощал здесь
послов обедом, мать ночевала с нею, сам великий князь приезжал два раза; он
наказал дочери, чтоб она во всех городах, через которые будет проезжать,
была в соборных церквах и служила молебны; в Витебске мост городовой худ, и
если можно будет ей проехать к соборной церкви, то она поехала бы, а будет
нельзя, то она бы не ездила; наказал, как поступить, когда какие-нибудь
паньи встретят ее; если кто-нибудь из панов даст обед Елене, то жене его
быть на обеде, а самому ему не быть; князей, отъехавших из Москвы, Шемячича
и других, не допускать к себе; если бы даже и потом, в Вильне, они захотели
ударить ей челом, то чтобы Александр не велел им и княгиням их к ней ходить.
Если встретит Елену сам великий князь Александр, то ей из тапканы (экипажа)
выйти и челом ударить и быть ей в это время в наряде; если позовет ее к
руке, то ей к руке идти и руку дать; если велит ей идти в свою повозку, но
там не будет его матери, то ей в его повозку не ходить, ехать ей в своей
тапкане. В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь; захочет
посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то может посмотреть
один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александрова, ее
свекровь, и если пойдет в свою божницу, а ей велит идти с собою, то Елене
провожать королеву до божницы и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а
в божницу не ходить.
Александр, как доносили наши послы, встретил великую княжну за три
версты от Вильны: он сидел верхом на лошади, от его коня до тапканы Елениной
постлали красное сукно, а у тапканы постлали по сукну камку с золотом; Елена
вышла из тапканы на камку, за нею вышли и боярыни. Александр в то же время
сошел с лошади, подошел к Елене, дал ей руку, принял ее к себе, спросил о
здоровье и велел опять пойти в тапкану; потом, дав также руку боярыням, сел
на коня, и все вместе въехали в город. В тот же день происходило венчание:
латинский епископ и сам Александр крепко настаивали, чтоб русский священник
Фома, приехавший с Еленою, не говорил молитв и княгиня Марья Ряполовская не
держала венца; но князь Семен Ряполовский, главный из бояр, провожавших
Елену, настоял на том, чтоб был исполнен приказ Иоаннов: священник Фома
говорил молитвы и княгиня Марья держала венец.
Отпуская бояр, провожавших Елену, князя Семена Ряполовского и Михайла
Русалку, Александр сказал: "Вы говорили от великого князя Ивана Васильевича,
чтоб мы дочери его, а нашей великой княгине поставили церковь греческого
закона на переходах, подле ее хором; но князья наши и паны, вся земля имеют
право и записи от предков наших, отца нашего и нас самих, а в правах
написано, что церквей греческого закона больше не прибавлять - так нам этих
прав рушить не годится.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.