История России с древнейших времен(ч.4)
Гораздо вероятнее другое
известие, что великую княгиню Софию оскорбляла зависимость ее мужа от
степных варваров, зависимость, выражавшаяся платежом дани, и что племянница
византийского императора так уговаривала Иоанна прервать эту зависимость:
"Отец мой и я захотели лучше отчины лишиться, чем дань давать; я отказала в
руке своей богатым, сильным князьям и королям для веры, вышла за тебя, а ты
теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?
Зачем слушаешься рабов своих и не хочешь стоять за честь свою и за веру
святую?" К этому известию прибавляют, будто по старанию Софии у послов и
купцов татарских взято было Кремлевское подворье, будто София уговорила
Иоанна не выходить пешком навстречу к послам ордынским, привозившим басму,
будто древние князья кланялись при этом послам, подносили кубок с кумысом и
выслушивали ханскую грамоту, стоя на коленях; будто Иоанн для избежания этих
унизительных обрядов сказывался больным при въезде послов ханских; но можно
ли допустить, чтоб отец и дед Иоаннов подвергались этим обрядам, если даже
допустим, что иностранцы, свидетельствующие о них, и сказали полную правду?
Как бы то ни было, вероятно, что Ахмат не был доволен поведением Иоанна
и в 1480 году, заслышав о восстании братьев великого князя и согласившись
опять действовать заодно с Казимиром литовским, выступил на Москву;
летописцы говорят, что и на этот раз король был главным подстрекателем.
Получивши весть о движении Ахмата, великий князь начал отпускать воевод на
берега Оки: брата, Андрея Меньшого, отправил в Тарусу, сына, Иоанна, - в
Серпухов и, получивши весть, что хан приближается к Дону, отправился сам в
Коломну 23 июля. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, взял
направление к западу, к Литовской земле, чтоб проникнуть в московские
владения чрез Угру; тогда Иоанн велел сыну и брату спешить туда; князья
исполнили приказ, пришли к Угре прежде татар, отняли броды и перевозы.
В Москве сели в осаде: мать великого князя инокиня Марфа, князь Михаил
Андреевич Верейский, митрополит Геронтий, ростовский владыка Вассиан,
наместник московский князь Иван Юрьевич Патрикеев с дьяком Василием
Мамыревым; а жену свою, великую княгиню Софию (римлянку, как выражаются
летописцы), Иоанн послал вместе с казною на Белоозеро, давши наказ ехать
далее к морю и океану, если хан перейдет Оку и Москва будет взята.
Касательно самого великого князя мнения разделились: одни, приводя
непостоянства военного счастья, указывая на пример великого князя Василия
Васильевича, взятого в плен казанскими татарами в Суздальском бою, указывая
на бедствия, бывшие следствием этого плена, думали, что Иоанн не должен
выводить войска против татар, но должен удалиться на север, в места
безопасные; другие же, особенно духовенство, и из духовных преимущественно
Вассиан, архиепископ ростовский, по талантам, грамотности и энергии
выдававшийся на первый план, думали, что великий князь должен оставаться с
войском на границах; летописец, оставивший нам подробнейший рассказ о
событии, держался того же мнения и сильно вооружался против людей,
настаивавших на удалении великого князя от границ, именно против двоих
приближенных бояр, Ивана Васильевича Ощеры и Григория Андреевича Мамона. По
его словам, эти богатые люди думали только о богатстве своем, о женах, о
детях, хотели укрыть их и самих себя в безопасных местах и припоминали
Иоанну Суздальский бой, как отца его взяли татары в плен и били;
припоминали, что когда Тохтамыш приходил, то великий князь Димитрий бежал в
Кострому, а не бился с ханом. Но должно заметить, что летописец, равно как и
Вассиан в послании своем, удивительным для нас образом смешивают две вещи:
удаление великого князя от войска и бегство целого войска, покинутие
государства на жертву татарам, что, по их словам, Ощера и Мамонов именно
советовали. Великий князь, оставя войско на берегу Оки и приказавши сжечь
городок Каширу, поехал в Москву, чтоб посоветоваться с матерью, митрополитом
и боярами, а князю Даниилу Холмскому дал приказ - по первой присылке от него
из Москвы ехать туда же вместе с молодым великим князем Иоанном. 30
сентября, когда москвичи перебирались из посадов в Кремль на осадное
сиденье, вдруг увидали они великого князя, который въезжал в город вместе с
князем Федором Палецким; народ подумал, что все кончено, что татары идут по
следам Иоанна; в толпах послышались жалобы: "Когда ты, государь великий
князь, над нами княжишь в кротости и тихости, тогда нас много в безлепице
продаешь; а теперь сам разгневал царя, не платя ему выхода, да нас выдаешь
царю и татарам". В Кремле встретили Иоанна митрополит и Вассиан; ростовский
владыка, называя его бегуном, сказал ему: "Вся кровь христианская падет на
тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не
поставивши и не бившись с ними; зачем боишься смерти? Не бессмертный ты
человек, смертный; а без року смерти нет ни человеку, ни птице, ни зверю;
дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед
татарами!" Великий князь, опасаясь граждан, не поехал на свой кремлевский
двор, а жил в Красном сельце; к сыну послал грамоту, чтоб немедленно ехал в
Москву, но тот решился лучше навлечь на себя гнев отцовский, чем отъехать от
берега. Видя, что грамоты сын не слушает, Иоанн послал приказание Холмскому:
схвативши силою молодого великого князя, привезти в Москву; но Холмской не
решился употребить силы, а стал уговаривать Иоанна, чтоб ехал к отцу; тот
отвечал ему: "Умру здесь, а к отцу не пойду". Он устерег движение татар,
хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: их
отбили от русского берега с большим уроном.
В Москве мнение Вассиана превозмогло: проживши две недели в Красном
сельце, приказавши Патрикееву сжечь московский посад и распорядившись
переводом дмитровцев в Переяславль для осады, а москвичей в Дмитров, великий
князь отправился к войску. Перед отъездом митрополит со всем духовенством
благословил его крестом и сказал: "Бог да сохранит царство твое силою
честного креста и даст тебе победу на врагов; только мужайся и крепись, сын
духовный! Нe как наемник, но как пастырь добрый, полагающий душу свою за
овцы, потщись избавить врученное тебе словесное стадо Христовых овец от
грядущего ныне волка; и господь бог укрепит тебя и поможет тебе и всему
твоему христолюбивому воинству". Все духовенство в один голос сказало:
"Аминь, буди тако. Господу ти помогающу!" Иоанн отправился, но стал не на
Угре, в виду татар, а в Кременце, на реке Луже, в тридцати верстах от
Медыни, где теперь село Кременецкое.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.