История России с древнейших времен(ч.4)

Но с течением времени наука мужает, и является потребность со- единить то, что прежде было разделено, показать связь между событиями, показать, как новое проистекло из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое, является потребность заменить анатомическое изучение предмета физиологическим. Впервые обыкновенно останавливаются на половине XI века, на смерти Ярослава I; здесь полагают грань между первым и вторым периодом русской истории. Грань поставлена совершенно правильно; но какая же непос- редственная связь между первым и вторым периодами, как второй произошел из первого? В XVIII веке в первом периоде видели Русь рождающуюся, во втором - разделенную; связи между периодами не было показано, но удачные названия по крайней мере указывали на естественную связь между рождением и разделением. Позднейшие писатели, однако, не воспользовались этими удачными названиями: они старались уничтожить всякую мысль о связи, ес- тественном переходе, мысль, случайно выразившуюся в названиях, опровер- гая последние как неправильные. "Век св. Владимира был уже веком могу- щества и славы, а не рождения, - объявили они. - Государство (в первый период), шагнув в один век от колыбели своей до величия, слабело и раз- рушалось более трехсот лет (во второй период)". Читая эти слова, мы не- вольно начинаем думать, что имеем дело с Ассириею, Вавилониею, Мидиею, теми восточными государствами, которые, шагнув внезапно от колыбели до величия, начинали потом разрушаться; и каково же должно быть наше удив- ление, когда после узнаем, что государство, о котором идет речь, после трехсотлетнего разрушения вдруг опять обновилось и явилось могуществен- нее прежнего! Потом первому периоду дали название норманского, второму - удельного; в первом выставили на главный план норманнов, все явления приписали их деятельности; во втором - разделение России на части, борьбу между князьями, владельцами этих частей. Но мы спросим: какая же связь между норманским и удельным периодами? Как второй произошел из первого? Некоторые писатели попытались было указать на связь между нор- манизмом и уделизмом, объявив, что удельная система, те княжеские отно- шения, какие мы видим во время ее господства, были заимствованы от нор- маннов, - попытка похвальная, но вполне неудачная, потому что ни у скан- динавов, ни вообще у всех германских племен не найдем ничего похожего на отношения, какие видим между русскими князьями, нигде не видим, чтобы после князя наследовал брат, а не сын, нигде не видим, чтобы главный стол принадлежал старшему в целом роде; подобные отношения видим только в славянских государствах и потому должны заключить, что явление это есть чисто, исключительно славянское. Теперь спрашивается: каким же об- разом случилось, что в продолжение целого периода, до самой смерти Ярос- лавовой, на первом плане действуют норманны, действуют по-нормански, от- сюда все норманское, и вдруг при переходе в следующий период встречаем господствующее явление - отношения между князьями, потомками норманнов, и это явление есть чисто, исключительно славянское? Ищем норманнов всюду и нигде не находим. Это самое отсутствие связи между первым и вторым периодами, если пер- вый обозначим именем норманского, всего лучше показывает нам неверность последнего названия. Норманны основали государство, норманны действуют преимущественно, даже исключительно, в продолжение двухсот лет и вдруг исчезают, и вдруг государство является славянским! Дело в том, что осно- валось государство славянское, в основании его участвуют и финны, и нор- манны; но потом сцена действия немедленно же переносится на юг, в об- ласть Днепровскую, в сторону славян исключительно, утверждается здесь, и потому славянское начало господствует вполне; в первых князьях мы не должны видеть варягов, предводителей варяжских дружин, морских королей; мы должны видеть в них князей известного владения, имеющего свои особен- ности, свои условия, которые и определяют характер деятельности истори- ческих лиц. Два раза является по нескольку князей в новом владении, но немедленно исчезают в пользу одного; в третий раз является опять нес- колько князей, которые начинают владеть в разных областях, и такой поря- док вещей утверждается надолго; говорят, Россия разделилась. Посмотрим же теперь, что это за явление, какое отношение его к явлениям предыду- щим, к первому, начальному периоду? История знает различные виды образования государств: или государство, начавшись незаметною точкою, в короткое время достигает громадных разме- ров, в короткое время покоряет себе многие различные народы; к одной не- большой области в короткое время силою завоевания привязываются многие другие государства, связь между которыми не условливается природою. Обыкновенно такие государства как скоро возросли, так же скоро и падают: такова, например, судьба азиатских громадных государств. В другом месте видим, что государство начинается на ничтожном пространстве и потом вследствие постоянной напряженности сил от внутреннего движения в про- должение довольно долгого времени распространяет свои владения на счет соседних стран и народов, образует громадное тело и наконец распадается на части вследствие самой громадности своей и вследствие отсутствия внутреннего движения, исчезновения внутренних живительных соков: таково было образование государства Римского. Образование всех этих древних громадных государств, какова бы ни была в других отношениях разница меж- ду ними, можно назвать образованием неорганическим, ибо они обыкновенно составляются нарастанием извне, внешним присоединением частей пос- редством завоевания. Иной характер представляется нам в образовании но- вых, европейских, христианских государств: здесь государства при самом рождении своем вследствие племенных и преимущественно географических ус- ловий являются уже в тех же почти границах, в каких им предназначено действовать впоследствии; потом наступает для всех государств долгий, тяжкий, болезненный процесс внутреннего возрастания и укрепления, в на- чале которого государства эти являются обыкновенно в видимом разделении, потом это разделение мало-помалу исчезает, уступая место единству: госу- дарство образуется. Такое образование мы имеем право назвать высшим, ор- ганическим. Какое же образование нашего государства? Громадность русской государственной области может привести некоторых в заблуждение, заставить подумать, что Россия - колоссальное государство вроде древних: Ассирийского, Персидского, Римского; но стоит только вни- мательнее вглядеться в явления начальной русской истории, чтоб увидеть, как неверно подобное мнение.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.