История России с древнейших времен(ч.4)

Касательно образованности волынского Летописца мы должны заметить, что он знает Гомера; так, под 1232 годом читаем: "О лесть зла есть! якоже Омир пишет, до обличенья сладка есть, обличена же зла есть". Русский язык остался господствующим, письменным и правительственным, и после ут- верждения власти князей литовских в Западной Руси. На русском же языке продолжались писаться и летописи, следы которых можно отыскать в XIV ве- ке: до нас дошла летопись от первой половины XV века, в которой говорит- ся, что она есть сокращение древнейших; рассказ ее отличается особенною наивностию. Мы окончили тот отдел русской истории, который по преимуществу носит название древней истории; мы не можем расстаться с ним, не показавши его общего значения, не показавши отношений его к следующему отделу, тем бо- лее что теперь каждое слово наше будет находить подтверждение в преждес- казанном, читателю уже известном. На великой Северо-Восточной равнине, на перекрестном открытом пути между Европою и Азиею и между Северною Европою и Южною, т. е. между но- вою Европою и старою, на пути из Варяг в Греки, основалось государство Русское. "Земля наша велика и обильна",-сказали племена призываемым князьям; но они не могли сказать, что великая и обильная страна их хоро- шо населена. То была обширная, девственная страна, ожидавшая населения, ожидавшая истории: отсюда древняя русская история есть история страны, которая колонизуется. Отсюда постоянное сильное движение народонаселения на огромных пространствах: леса горят, готовится богатая почва, но посе- ленец не долго на ней останется; чуть труд станет тяжелее он идет искать нового места, ибо везде простор, везде готовы принять его; земельная собственность не имеет цены, ибо главное дело в населении. Населить как можно скорее, перезвать отовсюду людей на пустые места, приманить всяко- го рода льготами; уйти на новые, лучшие места, на выгоднейшие условия, в более мирный, спокойный край; с другой стороны удержать население, возв- ратить, заставить других не принимать его - вот важные вопросы колонизу- ющейся страны, вопросы, которые мы встречаем в древней русской истории. Народонаселение движется; славянский колонист, кочевник-земледелец с то- пором, косою и плугом, идет вперед все к северо-востоку, сквозь финских звероловов. От такой расходчивости, расплывчатости, привычки уходить при первом неудобстве происходила полуоседлость, отсутствие привязанности к одному месту, что ослабляло нравственную сосредоточенность, приучало к исканию легкого труда, к безрасчетливости, какой-то междоумочной жизни, к жизни день за день. Но рассматриваемая нами страна не была колония, удаленная океанами от метрополии: в ней самой находилось средоточие го- сударственной жизни; государственные потребности увеличивались, госу- дарственные отправления осложнялись все более и более, а между тем стра- на не лишилась характера страны колонизующейся: легко понять, какие трудности должно было встретить государство при подчинении своим интере- сам интересов частных; легко понять происхождение этих разного рода льготных грамот, жалуемых землевладельцам, населителям земель. Если колонизация имеет такое важное значение в нашей истории, то по- нятно, как должно быть важно для историка направление колонизации, ибо это направление будет вместе и направлением общего исторического движе- ния. Направление колонизации мы узнаем из первых строк летописца, кото- рый говорит о движении славянских племен с юго-запада к северо-востоку, с берегов Дуная к берегам Днепра и далее на север и восток. Таким обра- зом, два племени, которым принадлежит новая история Европы, славянское и германское, при разделении между собою европейской почвы, будущей исто- рической сцены, движутся путями противоположными: германское - от севе- ро-востока к юго-западу, славянское, наоборот, - от юго-запада к севе- ро-востоку. Судьба этих племен определилась означенным движением, опре- делилась природою стран, занятых вследствие движения, прежним бытом этих стран, их прежними отношениями. Здесь прежде всего нам представляется вопрос, почему в древней истории главного славянского государства, представителя славянских государств по могуществу и самостоятельности, мы замечаем движение именно на северо-восток? Если германские племена при своем западном движении разрушили Западную Римскую империю, посели- лись в ее областях, основали здесь отдельные государства, то почему же славянские племена при восточном движении не разрушили Восточной Римской империи и не основали на ее развалинах новых государств? Почему вместо юго-восточного направления они приняли северо-восточное? Причин тому много. При движении своем к юго-востоку славяне должны были сталкиваться со стремительным движением азиатских племен, прорывавшихся чрез Каспийские ворота, по нынешней Южной России к западу. Известны движения гуннов, аваров и судьба народов, которые подпадали их натиску. От среднего Днеп- ра славянским племенам нельзя было двигаться к югу и юго-востоку; оста- валось только направление северо-восточное, и мы видим, что племена от среднего Днепра двигаются в этом направлении к Десне, к Оке; по и здесь даже они не безопасны от азиатцев - и здесь они принуждены были платить дань коз арам. С другой стороны, однако, мы видим славянские племена на Нижнем Дунае, видим славянское народонаселение и гораздо южнее, на Бал- канском полуострове; но славяне здесь не господствуют, Восточная империя держится, на что есть также свои причины: во-первых, здесь империя была еще крепка, здесь были собраны все остальные жизненные силы ее, благода- ря которым она и просуществовала до половины XV века; раньше этого вре- мени ее не могли разрушить ни готфы, ни аравитяне; славяне были ближе, но у них не было достаточных сил. Азиатские народы, стремившиеся с вос- тока на запад, постоянно разрезывали славян, мы видели, как азиатцы от- толкнули русских славян от юга и заставили их взять для своего движения северо-восточное направление; западных славян задерживали немцы; таким образом, к Нижнему Дунаю, на Балканский полуостров не приходили постоян- но, новые массы славянских племен, которые бы теснили одни других, зас- тавляя преждепришедших двигаться вперед, как это было на западе у гер- манских племен. Мы видели, как мадьяры окончательно разрезали чехо-мо- равских славян от иллирийских нижнедунайских, порвали связь между ними, начинавшуюся было посредством народной славянской церкви. Основание Русского государства на великом восточном пути из Балтийского моря в Черное, соединение под одною властию славянских племен, живших по этому пути и около, могло, по-видимому, переменить дела на Востоке: лодки Оле- га являются под Константинополем, Святослав поселяется на Дунае.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.