История России с древнейших времен(ч.4)
Новгородские наместники, заключая перемирие с ливонским магистром в
1481 году, выговорили съезд для управы обидных дел; на этом съезде с обеих
сторон должны были быть честные люди; если не успеют решить всех дел на
одном съезде, то назначить другой, если не успеют на втором, то назначить
третий, и всем трем съездам быть в продолжение двух лет; а не управятся на
третьем съезде, то перемирье не в перемирье. Постоянно в договоры вносилось
условие, что купцам путь чистый, могут торговать в розницу и оптом, исключая
некоторых запрещенных товаров, обозначенных в договоре, и постоянно это
условие подвергалось нарушениям; вносилось также в договоры, что купцов не
захватывать при начатии войны, но и это условие не исполнялось; жалуясь на
его неисполнение с литовской стороны, Иоанн говорит: "Наши люди торговые
Московской земли, Новгородской, Псковской, Тверской зашли в Литовскую землю,
и там их схватили, товары отняли, но этого нигде не водится, что купцов
захватывать; хотя и полки ходят, а купцу путь не затворен, купец идет на обе
стороны без всяких зацепок".
Предметом посольств бывало также извещение о вступлении нового государя
на престол; видим также предметом посольств ходатайство государей за другие
государства; так, литовские государи ходатайствовали у московского за
воеводу молдавского, за Швецию, за немцев. Ходатайство за православных
единоверцев, покровительство православным подданным чуждых государств Иоанн,
как мы видели, считал постоянно своим правом: вторая литовская война
началась за притеснения православных; Александр литовский признает это
право, ибо оправдывается, уверяет, что он и не думал притеснять православных
своих подданных. Выставляя собственное право покровительствовать
единоверцам, Иоанн не допускает папского вмешательства в дела, касающиеся
православия в Литве, не хочет слышать о сношениях с папою по церковным
делам; в договоры с Ливонским орденом вносилось условие - не обижать русских
церквей в Ливонии. Наконец, замечаем, что в сношениях с христианскими
державами защита христианства от неверных обыкновенно выставляется как
общий, высший интерес.
В дипломатических сношениях московского двора с литовским мы видели
любопытное явление, именно сношения панов литовских с боярами московскими.
Касательно языка грамот должно заметить, что в сношениях с литовским двором
они писались по-русски, в Москве - на московском наречии, в Литве - на
белорусском; в сношениях с другими европейскими государствами грамоты
писались по-латыни: когда венгерскому послу дали ответные списки, то он
просил перевести их на латинский язык, и по приказу великого князя
московские толмачи латинские перевели их вместе с писарем венгерского
посольства. Отправляя послов к Максимилиану, великий князь дал им такой
наказ: "Просить им грамоты докончальной по великокняжескому списку слово в
слово и говорить королю, чтоб велел писать грамоту русским письмом, нет ли у
него писца серба или словенина; а не будет у него такого писца, который бы
мог писать по-русски, то писать по-латыни или по-немецки".
Относительно состояния общественной нравственности новорожденное
государство должно было еще много терпеть от остатков прежнего безнарядья.
Наместники и волостели продолжали смотреть на отправление своих должностей,
на отправление правосудия исключительно как на средство кормиться, быть
сытыми, и не считали неприличным высказывать такой взгляд прямо в просьбах
своих великому князю: так, боярин Яков Захарьевич, назначенный в Кострому
наместником вместе с литовским выходцем, паном Иваном Судимонтом, бил челом
великому князю, что им обоим на Костроме сытым быть не с чего. После этого
неудивительно читать в летописи, что Беклемишев, алексинский воевода,
запросил у городских жителей посула, и когда они дали ему пять рублей, то он
запросил еще шестого для жены своей. Видим жестокость казней - сожжение,
отрезание языка, кнут - для людей всех сословий; но видим в то же время и
преступления, объясняющие подобные казни: подложная грамота была составлена
в 1488 году архимандритом и князем; видим, что и в других странах наказания
не были мягче: по магдебургскому праву, данному западнорусским городам,
употреблялись отсечение головы, посажение на кол, потопление. Разбойники в
Тверской земле убили двоих псковских гонцов, ехавших в Москву, вместе со
всеми провожатыми и побросали в реку; в каких размерах производились разбои
и кем, видно также из следующего известия Псковской летописи под 1476 годом:
собрались новгородские боярские ключники и ударились ночью разбоем со всею
ратною приправою на псковскую волость Гостятино. Одно духовное завещание,
дошедшее до нас от описываемого времени, начинается так: "Се яз, раб божий
Панкрат Ченей, пишу сию грамоту душевную в конце живота; а бил мя Михайла
Скобелцин большой с своими людьми, с Куземкою, да и с Ивашком с Щокотом, да
брата его человек Михайлов Меньшево Дмитрок Зуй, а бил мя у своего села, а
пойти ми с их рук". В житии св. Антония Сийского читаем, что однажды пришел
на Двину из Новгорода сборщик архиепископской дани и, думая, что у Антония
много богатства, наслал на его монастырь разбойников. Против остатков
языческих обычаев и соединенной с ними нравственной порчи вооружился
Елеазарова монастыря игумен Панфил в своем послании к псковским властям:
"Есть еще остаток неприязни в этом городе, и не прекратилась еще здесь лесть
идольская, празднование кумирское; когда приходит великий праздник Рождества
Предтечева, тогда в эту святую ночь мало не весь город взмятется и
взбесится: стучат бубны, голосят сопели, гудут струны, жены и девы плещут,
пляшут и поют скверные песни; тут мужам и юношам великое прельщение и
падение, женам осквернение, девам растление. Тогда же выходят мужчины и
женщины, чаровники и чаровницы, бродят по лугам, болотам и дубравам, ищут
смертной травы, чревоотравного зелья на пагубу людям и скоту, копают коренья
на безумие мужам". Мы видели, что бабы-чаровницы имели доступ и ко двору
великокняжескому. Страсть к крепким напиткам продолжала господствовать;
обеды сопровождались питьем, причем не соблюдалось умеренности: в летописи
находим выражение - обедать и пить, где эти два слова необходимо связаны.
Неумеренность в пирушках не сдерживалась присутствием женщин, с которыми
вообще обходились не очень благосклонно. В житии св. Александра Свирского
встречаем известие, что если женщина рождала одних только дочерей, то
подвергалась поношению и оскорблению от посторонних людей. Один из
костромских наместников, боярин Яков Захарьевич, жаловался, что когда его
жена Арина пришла наперед в церковь к Пречистой, то другой наместник,
Судимонт, взял ее за накапку, свел с места и поставил свою жену Аксинью.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.