История России с древнейших времен(ч.4)
Скоро, однако, предлог отыскался
- не со стороны самого Михаила, но со стороны сына его, Василия. Этот
Василий был женат на греческой княжне, племяннице великой княгини Софии.
София дала в приданое за нею вещи, принадлежавшие первой жене Иоанна III,
Марии тверской; великий князь по случаю рождения внука Димитрия хотел
подарить этими вещами невестку Елену и, узнав, что они переданы Верейскому
князю, послал забрать у него все женино приданое, причем грозился посадить
его в заключение вместе с женою; Василий, оскорбленный и напуганный, уехал в
Литву. Тогда Иоанн отобрал у старика Михаила отчину его Верею за вину сына и
в виде уже пожалования отдал ее опять, обязав Михаила следующим договором:
"С сыном своим, князем Василием, не ссылаться тебе никакою хитростию; если
пришлет к тебе он с какими речами, объявить их мне вправду по крестному
целованию да выдать мне и того человека, кого пришлет. Что я, князь великий,
пожаловал тебя своею отчиною Вереею, которую взял за вину у сына твоего, то
держать тебе ее за собою до самой смерти; а после твоей смерти эта отчина
отходит ко мне; мне же, великому князю, и моему сыну, которому дам эту твою
отчину, поминать нам твою душу".
В 1485 году умер несчастный старик Михаил Верейский; в своей духовной
он говорит: "Что моя отчина, чем меня благословил отец мой и я благословил,
дал эту свою отчину господину и государю великому князю Ивану Васильевичу
всея Руси". Здесь в первый раз удельный князь называет великого государем.
Не смея думать о сыне, не смея отказать волостей замужней дочери, несчастный
Михаил умоляет в духовной: "Чтоб господин мой князь великий пожаловал, после
моей смерти судов моих не посудил. А что мои люди, кого я пожаловал
жалованием и деревнями: и государь бы мой, князь великий, после моей смерти
жалованья моего нс порушил, чтоб мои люди после меня не заплакали и меня бы
государь мой, князь великий, во всем том не положил, потому что тебе,
государю моему, великому князю, приказано душу поминать и долги платить".
Когда дело было кончено, Верейский удел присоединен к Москве, великий
князь позволил себе склониться на просьбы жены и сына и согласился принять
бежавшего Василия Михайловича опять в Московское государство, но только на
службу, в качестве служебного князя, не более; сын великого князя, Василий,
писал к изгнаннику в 1493 году, что "отец наш князь великий тебя жалует,
хочет твоей службы; и ты бы к отцу нашему поехал". Василий не поехал на
такой зов, но, как видно, послал новую просьбу, выговаривая себе какое-то
пожалование и обещаясь отдать все, что было дано его жене из казны
великокняжеской; в 1495 году отправился в Литву грек Петр, который должен
был сказать Василию от имени великого князя: "Присылал ты и твоя княгиня к
моей великой княгине, к моим детям и к моим боярам бить челом, чтоб мне тебя
пожаловать, нелюбье с сердца сложить и к себе тебя принять, а вы хотите
отдать нам нашу казну, что у твоей княгини: так ты бы прислал ко мне список
вещам, которые нам теперь хочешь отдать, и мы, посмотря по вашему
исправлению, и жаловать вас хотим". Чем дело кончилось, неизвестно.
Но известна нам судьба родных братьев Иоанна III. Он жил с ними в мире
до 1472 года, когда умер старший из них, Юрий, князь дмитровский, бездетным;
в духовной он приказывает душу господарыне матери своей, великой княгине да
господину своему великому князю; он делит по родственникам, церквам,
монастырям села, движимое имущество совершенно как частный человек, не
говоря ничего об уделе своем - Дмитрове, Можайске, Серпухове. Причина такого
молчания понятна: благословить поровну всех братьев значило разгневать
великого князя; отказать все великому князю значило обидеть остальных
братьев - и Юрий промолчал. Великий князь взял удел себе; братья
рассердились; на этот раз дело кончилось, однако, перемирием: Иоанн отдал
Борису Вышгород, взятый перед тем у Михаила Верейского, и Шопкову слободу;
Андрею Меньшому вологодскому дал Тарусу; одному Андрею Большому не дал
ничего сам; уже мать его, Мария, очень любившая Андрея, дала ему свою куплю,
Романов-городок на Волге. После этого с двумя братьями - Андреем Углицким и
Борисом Волоцким - заключены были договоры, в которых они обязались иметь не
только самого Иоанна III, но и сына его, Иоанна Молодого, старшими братьями,
держать Иоанна Молодого, так же как и отца его, по смерти последнего; не
искать великого княжения ни под кем из детей Иоанна III; татарского царевича
Даниара или какой другой царевич будет на его месте удельные князья
обязываются содержать заодно с великим, и если последний захочет принять
другого царевича в свою землю для своего и христианского дела, то удельные
обязаны содержать и этого царевича; наконец, оба младших брата обязались не
думать о выморочном уделе Юрия. Понятно, что эта сделка была не в пользу
удельных: выморочная волость осталась за великим князем; они лишались твоего
права, подтвердив клятвою обязательство не вступаться в нее, и, таким
образом, давали старшему брату право на все выморочные области, какие будут
вперед, ибо в договорах не сказано, что младшие братья получили известные
волости вместо полостей Юрьевых, да и сами после, как увидим, объявили, что
обюкены великим князем, который не поделился с ними уделом Юрия.
Так нарушено было одно право, которое считали за собою удельные; скоро
было нарушено и другое. Право бояр, детей боярских и слуг вольных отъезжать
от одного князя к другому подтверждалось еще во всех договорах между
князьями, но оно могло оставаться ненарушимым только тогда, когда
существовало несколько более или менее независимых княжеств; когда же все
княжества поникли пред Московским, то переход бояр мог продолжаться только
из первых в последнее. Каким образом младший брат, удельный, подчиненный
князь, мог принять к себе боярина, навлекшего гнев великого князя, сохраняя
по-прежнему свои родственные отношения, не возбуждая опасной вражды
могущественного старшего брата? Опираясь на это несвоевременное уже теперь
право, Андрей Углицкий и Борис Волоцкий снова вооружились против Иоанна III.
В 1479 году великий князь отнял Великолуцкое наместничество у князя Ивана
Оболенского-Лыка по жалобе жителей, обвинявших его в притеснениях: когда
Иоанн привел окончательно Новгород в свою волю, то Лыко наехал на Луки и
Ржеву, начал судить и рядить, брать пошлины и грабить, что хотел, то делал,
владыке новгородскому и боярам не дал брать пошлин, все брал на себя, слуги
его делали то же самое, и жители от таких грабежей разбежались по
заграничью.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.