История России с древнейших времен(ч.4)
После этой речи митрополит велел Димитрию стать на его место
и, вставши, благословил его крестом, потом Димитрий преклонил голову, и
митрополит, положивши на нее руку, прочел громко молитву, чтоб господь бог
дал поставляемому скипетр царства, посадил его на престол правды и проч. Два
архимандрита поднесли сперва бармы, потом шапку; митрополит брал их,
передавал великому князю, а тот возлагал на внука. За этим обрядом следовали
ектенья, молитва богородице и многолетие, после которого духовенство
поздравило обоих великих князей; митрополит сказал Иоанну: "Божьею милостию
радуйся и здравствуй, преславный царь Иван, великий князь всея Руси,
самодержец, и с внуком своим, великим князем Димитрием Ивановичем всея Руси,
на многая лета"; Димитрию сказал: "Божьею милостию здравствуй, господин сын
мой, князь великий Димитрий Иванович всея Руси, с государем своим, дедом,
великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, на многая лета". Потом
поздравляли обоих великих князей дети Иоанновы, бояре и все люди. Митрополит
произнес Димитрию следующее поучение: "Господин сын, князь великий Димитрий
Иванович! Божьим изволением дед твой, князь великий, пожаловал тебя,
благословил великим княжеством; и ты, господин сын, имей страх божий в
сердце, люби правду и милость и суд праведный, будь послушен своему государю
и деду, великому князю, и попечение имей от всего сердца о всем православном
христианстве, а мы тебя, своего господина и сына, благословляем и бога молим
о вашем здоровье". После митрополита Иоанн повторил то же наставление: "Внук
князь Димитрий! Пожаловал я тебя и благословил великим княжением; и ты имей
страх в сердце, люби правду и милость и суд праведный и попечение имей от
всего сердца о всем православном христианстве". Так кончился обряд, великие
князья отслушали после литургию, и Димитрий вышел из церкви в шапке и
бармах; в дверях осыпал его трижды деньгами золотыми и серебряными дядя Юрий
Иванович (Василий содержался под стражею); то же повторено было перед
Архангельским и Благовещенским соборами.
Но торжество бояр не было продолжительно. Не прошло еще году после
царского венчания Димитриева, как в январе 1499 страшная опала постигла два
знатнейших боярских семейства - князей Патрикеевых и князей Ряполовских. Мы
видели, что при деде и отце Иоанна первое место между служилыми князьями и
боярами принадлежало литовским выходцам, князьям Гедиминова рода,
Патрикеевым, которые породнились и с великими князьями московскими, ибо
князь Юрий Патрикеевич женился на дочери великого князя Василия Дмитриевича.
Сын Юрия, Иван, первый боярин при Василии Темном, продолжал первенствовать и
при Иоанне III, к нему послы иностранные обращались с важными предложениями,
к нему, как мы видели, обратился и брат великокняжеский, Андрей, с просьбою
о посредничестве. Князь Иван породнился с другим знаменитым семейством
боярским, ведшим свой род от Ивана, сына Всеволода III, и возвысившимся в
Москве при Василии Темном чрез важные услуги, оказанные семейству
последнего: Патрикеев выдал дочь за князя Семена Ряполовского-Стародубского.
И вот, несмотря на важное значение, родство, заслуги отцовские, Иоанн велел
схватить князя Ивана Юрьевича с двумя сыновьями, зятя его, князя Семена
Ряполовского, испытал подробно все крамолы, нашел измену бояр и приговорил
их к смертной казни: 5 февраля Семену Ряполовскому отрубили голову на
Москве-реке; просьбы духовенства спасли жизнь Патрикеевым: отец со старшим
сыном должны были постричься в монахи - первый у Троицы, другой в Кириллове
Белозерском монастыре, младший сын остался под стражей в доме. Неизвестно,
отобрано ли было имение у Патрикеевых, из духовной князя Ивана Юрьевича,
написанной прежде опалы, знаем, что у него было около пятидесяти вотчин,
сел, селец и деревень, поименованных в духовной, кроме таких селец и
деревень, которые не названы по имени, а причислены к селам.
Летописцы говорят глухо, не объявляют, в чем состояли крамолы, измена
Патрикеевых и Ряполовского, но нет сомнения, что эта измена и крамолы
состояли в действиях их против Софии и ее сына, в пользу Елены и
Димитрия-внука; это ясно видно из приведенных выше слов Курбского и Берсеня,
ясно и из того, что за опалою Патрикеевых и Ряполовского немедленно
последовала опала Елены и Димитрия, торжество Софии и Василия. Здесь мы не
можем не привести одного любопытного известия, из которого видно, что
поведение Патрикеевых и Ряполовского, поступавших еще по старой княжеской и
боярской привычке, не нравилось Иоанну, требовавшему новых отношений князей
служилых и бояр к великому князю, государю; давая наставление послам,
отправлявшимся к польскому королю, Иоанн говорит: "Чтоб во всем между вас
было гладко, пили бы бережно, не допьяна, чтобы вашим небреженьем нашему
имени бесчестья не было; ведь что сделаете не попригожу, так нам бесчестье и
вам тоже; и вы бы во всем себя берегли, а не так бы делали, как князь Семен
Ряполовский высокоумничал с князем Васильем, сыном Ивана Юрьевича".
После опалы боярской Иоанн начал нерадеть о внуке, по выражению
летописцев, и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. В
Новгороде после выводов старых жителей было тихо, оттуда не раздалось
никакого возражения, но псковичи еще жили по старине: узнавши об этой
новости и не зная, в чем дело, они отправили в Москву троих посадников и по
три боярина с конца бить челом великим князьям Иоанну Васильевичу и внуку
его, Димитрию Иоанновичу, чтоб держали отчину свою в старине и, который
великий князь будет на Москве, тот был бы и во Пскове. Услыхав от послов
такую просьбу, великий князь рассердился. "Разве я не волен в своем внуке и
в своих детях? - сказал он. - Кому хочу, тому и дам княжество". Один
посадник с боярами были отпущены, двое других задержаны и посажены в тюрьму.
В это время приехал во Псков из Новгорода владыка Геннадий и хотел
соборовать, но посадники и псковичи, подумав, соборовать владыке не дали:
"Ты хочешь молить бога за великого князя Василия, а наши посадники затем
поехали к великому князю, что мы не верим, будто князь Василий будет великим
князем новгородским и псковским, подожди: когда приедут наши посадники и
бояре, тогда и служи". Послы приехали, но не все, приехали с опалою, без
поклона, с одним ответом: "Разве не волен я, князь великий, в своих детях и
в своем княжении?" Псковичи поспешили послать других бояр бить челом великим
князьям - Иоанну Васильевичу и Василию Иоанновичу новгородскому и
псковскому, "чтоб государи наши держали отчину свою в старине, а посадников
бы отпустили".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.