История России с древнейших времен(ч.4)
Иоанн в духовной своей отказывает
каждому из четырех младших сыновей ларцы с казною, с какою - неизвестно,
причем говорит: "А кроме того, что ни есть моей казны у казначея моего и
дьяков, лалов, яхонтов, других каменьев, жемчугу, саженья всякого, поясов,
цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, золота, серебра,
соболей и шелковой рухляди; также что ни есть в моей казне постельной, икон,
крестов золотых, золота и серебра, платья и другой рухляди, что ни есть у
моего дворецкого и у дьяков дворцовых моих сосудов серебряных, денег и иной
рухляди; что ни есть у моего конюшего, ясельничих, дьяков, приказчиков моих
денег и рухляди; что ни есть у моего дворецкого тверского и дьяков тверских
и приказчиков в Новгороде Великом, у дворецкого, казначеев, у дьяков и
приказчиков моих денег и рухляди; да на Белоозере и на Вологде моя казна и
где ни есть моих казен - то все сыну моему Василию". Дорогие каменья,
жемчуг, золото, серебро и вещи, из этих металлов сделанные, считались
предметами, преимущественно и почти исключительно заслуживающими
приобретения. Узнавши, что жена Менгли-Гиреева достала дорогую Тохтамышеву
жемчужину, Иоанн не успокоился до тех пор, пока не получил ее от ханши;
отправляя послом в Крым боярина Семена Борисовича, великий князь наказал
ему: "Никак не забудь сказать от меня Хозе-Асану, что если будут у него
лалы, яхонты дорогие и жемчуг добрый, то чтоб непременно приехал ко мне сам
и привез их с собою". Знаем также, что для Иоанна покупались ковры на
Востоке.
Из духовных грамот удельных князей узнаем также, в чем состояло
княжеское богатство: оно состояло в венцах царских, челках, ожерельях,
украшенных дорогими каменьями и жемчугом, сорочках изукрашенных, перстнях,
жиковинах, крестах, иконах, постелях, шитых шелками по камке, взголовьях,
подушках, шитых золотом, ларцах - красных, желтых, дубовых, золотых,
украшенных костяною работою, колпаках, пуговицах, серьгах, монистах,
обручах, напалках (наперстках), мускусницах (где хранился мускус), шубах,
кожухах, опашнях, летниках, кортелях, каптурах, накапках, вошвах, поясах,
кружевах, одеялах, гривах, спорках с разного платья, подкладках (подволоках)
из-под него же, сосудах разного рода - мисах, уксусницах, перешницах,
солонках, чарках, ложках, ковшах, кубках, рогах, достоканах, мамаях,
сковородах серебряных. Но если богатство великого князя сильно увеличилось
по известным причинам, то не было причин, по которым должно было
увеличиваться богатство князей удельных; из их духовных видим, что все они
оставили после себя долги: князь Юрий Васильевич оставил 752 рубля долгу,
самая значительная часть которого была занята под залог разных движимых
вещей; занимал он у частных лиц и у монастырей. Гораздо больше долгу оставил
князь Андрей Васильевич Меньшой, задолжавший одному великому князю 30000
рублей за ордынские выходы кроме долгов частным людям; князь Михаил
Верейский оставил долгу 267 рублей. Впрочем, должно заметить, что князь Юрий
и князь Андрей Меньшой Васильевичи были бездетные, у Михаила Верейского сын
был в изгнании, а дочери мимо великого князя не смел он отказать своей
отчины; вот почему у них не было побуждений жить бережно; князь Андрей,
например, проживал все свои доходы и не платил старшему брату выходов в
зачет своего удела, который должен был достаться последнему; князь Борис
Васильевич, оставляя отчину сыновьям, долгу не оставил; но сын его, умирая
бездетным и завещая вотчину великому князю, оставил долгу более 600 рублей.
Относительно взимания дани мы знаем, что Иоанн брал со всех волостей
новгородских по полугривне с сохи со всякого, кто пашет землю, и с
ключников, со старост, и с одерноватых; в 1491 году Тверская земля была
описана по-московски в сохи. От времени Иоанна III дошла до нас древнейшая
переписная окладная книга именно Вотской пятины Новгородской области,
имеющая такое заглавие: "Книги Воцкие пятины писма Дмитрея Васильевича
Китаева да Никиты Губы Семенова сына Моклокова лета семь тысяч осмаго (1499
- 1500). А в них писаны пригороды и волости и ряды и погосты и села и
деревни великого князя и за бояры и за детми боярскими и за служылыми людми
за поместщыки и своеземцовы и купецкие деревни и владычни и монастырские
деревни и сохи по новгородцкому. А в сохе по три обжи, А на пригороды, на
посады и на великого князя волости, и на села, и на деревни кладено великого
князя оброка рубли и полтинами, и гривнами, и денгами новгородскими в
новгородцкое число". За этим заглавием следует название уезда, и потом
начинается описание погостов. В каждом погосте описывается прежде всего
церковь погоста вместе со дворами священно- и церковнослужителей ее и с ее
землею или замечается, в какой местности находится церковь погоста и где
описана. Потом описываются оброчные волости, села и деревни великого князя,
которые во время составления писцовой книги не были ни за кем в поместье. В
начале описания каждого селения или каждой группы селений замечается, чьи
были прежде эти селения; если прежде они были уже за кем в поместье, то об
этом также замечается. Далее описываются волости, села и деревни великого
князя, бывшие во время составления описания за разными лицами в поместье,
причем замечается, чьи они были прежде. Земли каждого помещика составляют в
описании особую группу. Если у какого-нибудь помещика есть земли еще в
другом погосте, то об этом замечается. Затем описываются земли: 1)
своеземцев и купцов; 2) владыки новгородского; 3) монастырские и церковные;
4) к описанию земель церковных присоединяется и описание земель,
составляющих непосредственную собственность священно- и церковнослужителей.
Замечается, в каких других погостах Вотской пятины есть еще земли владычни
или земли того же монастыря и церкви. При описании каждого селения
означается название его (погост, село, сельцо, деревня), собственное его
имя, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев, количество коробей
высеваемого жителями хлеба и количество скашиваемых копен сена, а затем
число обж, в которое положена пахотная земля, доход в пользу землевладельца,
старый и новый, а равно в пользу посольского или ключника, иногда корм,
следующий наместнику, наконец, угодья, существующие при селении. Если жители
селения занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание
сообразно этому изменяется. По описании известной группы селений, образующих
одно целое, приводится итог, в котором показывается: сколько во всей этой
группе по старому письму было селений, дворов, людей, обж, сох и какой по
старому письму шел доход в пользу землевладельца, а равно посольского или
ключника; сколько в сравнении с старым письмом прибыло или убыло по новому
письму деревень, дворов, людей, обж; сколько именно по новому письму
значится селений различного наименования, дворов, людей, обж и сох; какой
будет идти новый доход и по каким статьям и в каком количестве он увеличился
или уменьшился в сравнении с прежним временем, какие, наконец, есть угодья.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.