История России с древнейших времен(ч.4)
Потом другой пристав
встречал посла в некотором расстоянии от Москвы; в день представления
сановники встречали его внизу лестницы и перед палатными дверями. Вошедши в
приемную палату, посол правил поклон великому князю от своего государя;
великий князь, вставши, спрашивал о здоровье последнего, давал руку послу и
приказывал ему садиться на скамью против себя. Посидевши немного, посол
вставал и подавал верющую грамоту, а после грамоты представлял поминки, или
дары. Прием происходил в присутствии сыновей великокняжеских и всех бояр;
первым посол также правил поклоны (хотя и не всегда), они давали ему руки и
спрашивали о здоровье. В тот же день посол обедал у государя, а после обеда
великий князь посылал к нему на подворье потчивать вином и медом, или, как
обыкновенно выражались, посылал поить посла, Мы видели, как Иоанн III
наказывал своим послам, чтоб они при этом потчиваньи не напивались допьяна;
но послы, приезжавшие в Москву из других государств, как видно, не получали
подобных наказов: литовский посол Станислав Глебович, напившись пьян,
вздумал говорить присланному потчивать его князю Ноздреватому о цели своего
посольства, о сватовстве своего государя на дочери великого князя и т. д.; о
венгерском после говорится: "Ел у великого князя, а после стола князь
великий посылал поить его; посол в ту ночь пьяный расшибся и не мог быть на
другой день с королевскими речами". На отпуске посла великий князь после
ответа, касавшегося цели посольства, приказывал с послом поклон к его
государю и благодарность за подарки. Желая оказать особенную благосклонность
Максимилианову послу Юрию Делатору, великий князь на отпуске сделал его
золотоносцем, дал ему цепь золотую с крестом, шубу атласную с золотом на
горностаях да остроги (шпоры) серебряные вызолоченные. При отправлении
русских послов в чужие государства до границы давались им подводы от яма до
яма, на наем подвод за границею выдавались деньги; в подорожной грамоте Юрию
Траханиоту и Василию Кулешину, отправлявшимся в послах к Максимилиану,
говорилось, чтоб везде давалось каждому из них по тринадцати подвод, корму
давалось бы каждому на всякой станции - туша баранья, а овчина назад, три
курицы, хлеб. Значительные люди, кроме Крыма, отправлялись послами только в
важных случаях, например для подтверждения мирного договора; обыкновенный
наказ послам состоял в том, чтоб они как можно более узнали о состоянии и об
отношениях государства, в которое посылались, и как можно менее сказали о
своем государстве.
Главнейшею целью приезда иностранных послов было заключение мира,
перемирия, союза. Обряд заключения перемирия между Иоанном и Александром
литовским описывается так: по написании двух грамот с обеих сторон и
привешении к ним печатей бояре отнесли литовскую грамоту к великому князю,
который, осмотревши посольские печати у нее, велел послам быть у себя; когда
послы пришли, то он велел им сесть и послал за крестом; крест принесли на
блюде с пеленою. Тогда великий князь встал, велел одному из бояр держать
крест и в то же время приказал читать перемирные грамоты. Когда грамоты
прочли и положили под крест, Иоанн, обратись к послам, сказал: "Паны! Мы с
братом своим и зятем Александром, королем и великим князем, заключили
перемирье на шесть лет и грамоты перемирные написали, и печати свои к своей
грамоте привесили, а вы к королевскому слову, к той грамоте, которой у нас
быть, печати свои привесили. Мы на этих грамотах крест целуем, что хотим
править так, как в грамотах писано. А вы на этих грамотах целуйте крест, что
как будут у нашего брата наши бояре, то брат наш и зять к своей грамоте
печать свою привесит и крест поцелует пред нашими боярами, отдаст им
перемирную грамоту и будет править по ней; а не станет нам править, то бог
нас с ним рассудит". Великий князь и послы поцеловали крест. В перемирных
грамотах выговаривалось, что если по истечении урочных лет начнется опять
война, то во время разрыва не захватывать послов и купцов, которые случатся
тогда в начинающих войну государствах; в перемирных же грамотах новгородцев
и псковичей с Ливониею по-прежнему полагается условие, чтоб начинать военные
действия не ранее четырех недель после объявления войны. О пленных
высказывалось требование с литовской стороны, чтоб после заключения мира
освобождать их со всем взятым у них имуществом; когда венгерский посол
ходатайствовал, чтоб литовским пленникам возвратили свободу, обязавши их
присягою или порукою, то Иоанн велел отвечать ему: "В наших землях нет
обычая отпускать пленников на присяге или на поруке, а нужды им нет никакой,
всего довольно, еды, питья и платья".
Предметом дипломатических сношений между государствами после заключения
мира были преимущественно, как мы видели, неприязненные столкновения
порубежных жителей и притеснения торговых людей. В договорах новгородцев и
псковичей с ливонскими немцами различается вольное и невольное нарушение
границ: "Между Псковом и Юрьевым земли и воды по старый рубеж; в Великом
озере ловить псковичам к своему берегу, а за озеро Великое, на юрьевскую
сторону, им не ездить на рыболовство; если же ветром занесет псковского
ловца на юрьевскую сторону, то в том пени нет; также если ветер занесет и
немецкого ловца на псковскую сторону; а кто станет наступать на чужую землю
или воду, того казнить смертию с обеих сторон". В тех же договорах
постановлялось: если на порубежье с которой-нибудь стороны случится
воровство, увод людей, грабеж, убийство, то обиженная сторона посылает три
раза требовать управы, и если после этого управы не будет, то обиженная
сторона может сама управиться (взять за свое на рубеже), и это не служит
поводом к разрыву, посла и купца за это нельзя держать. Можно сказать, что
заключение мира не имело никакого влияния на порубежных жителей, которые
находились в постоянной войне с соседями; поэтому порубежные обидные дела,
как тогда выражались, составляли предмет постоянных пересылок между
государствами, пересылок, почти никогда, однако, не достигавших цели;
псковичи, новгородцы и немцы ливонские, как мы видели, прямо допускали
самоуправство в этом случае; между литовским и московским правительствами
видим постоянные жалобы на порубежные обиды и постоянные требования съездов
для учинения исправы; в 1496 году посол Александра литовского говорил
Иоанну: "Напоминаем тебе, чтоб ты возвратил нам и слугам нашим земли, воды и
людей наших, которые забраны; а для других дел обидных, для покраж, разбоев,
грабежей, наездов и для исправления старых границ, вышли немедленно своих
бояр, а мы к ним своих панов вышлем: пусть они всем обидным делам управу
учинят".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.