История России с древнейших времен(ч.4)
Кроме обманутых надежд относительно торговых
выгод Никитин подвергался большим опасностям: "В Чунере хан взял у меня
жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: "И
жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую;
а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове
твоей возьму" - и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но господь
бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей
милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни
приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и
он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и
жеребца моего у хана взял. Таково господне чудо на Спасов день! Братья
русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на
Руси, закричи: Магомет! - и ступай в Индостанскую землю". Никитин описывает
роскошь южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов
их, бедность сельского народонаселения, легкую одежду жителей Индии, их
легкие нравы. "Познакомился я со многими индейцами, - говорит Никитин, - и
объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали
от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих
от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в
Адама, а Будда - это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все
веруют в Будду, а вера с верою не пьет, не ест, не женится".
Тяжко стало наконец Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер: "О
благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие
грехи впадает и веры лишается христианской. Мне, рабу божию Афанасию,
сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых
воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост,
когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у
меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошел в
Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего.
Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я
не оставил: дальше бог ведает, что будет. Господи боже мой! На тя уповах,
спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в
Индостане - все истратишь, потому что у них все дорого: я один человек, а по
два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты не пью". Наконец
Никитин выбрал путь - через Персию и Азиатскую Турцию к Черному морю, а
последним - в Кафу.
Средства к просвещению в описываемое время были скудны, как это можно
видеть из приведенного выше письма Геннадия Новгородского к ростовскому
архиепископу Иоасафу. Есть также известие, сколько книг принес с собою в
монастырь Иосиф Волоцкий: четыре Евангелия, Апостол, два псалтыря, сочинения
Ефрема, Дорофея, Петра, Дамаскина Василия Великого, патерик азбучный, два
ирмолога.
* Часть 2 *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПСКОВ
Война с Казанью. - Война с Литвою. - Глинский. - Смерть короля
Александра. - Глинский вооружается против преемника его, Сигизмунда, и
вступает в службу к московскому великому князю. - Вечный мир между Василием
и Сигизмундом. - Вражда у Василия с Крымом. - Дела ливонские. - Падение
Пскова.
Смерть помешала Иоанну отмстить подручнику своему, царю казанскому, за
его кровавый разрыв с Москвою. Василий, принявши правление осенью 1505 года,
дожидался весны следующего года, чтоб отправить на Магмет-Аминя войско
речным путем. В апреле 1506 поплыли с пехотою на судах брат великокняжеский
Димитрий Иванович и воевода, князь Федор Иванович Бельский; сухим путем
пошла конная рать под начальством князя Александра Владимировича
Ростовского. 22 мая судовая рать пришла под Казань, и князь Димитрий
немедленно велел ратным людям высадиться из судов и идти пешком к городу в
знойный день; татары выступили к ним навстречу и завязали бой, тогда как
другая часть казанского войска на лошадях тайно заехала им в тыл и отрезала
от судов; русские потерпели сильное поражение: много их было побито, много
взято в плен, много потонуло в Поганом озере. Узнав об этом несчастий,
великий князь в тот же день велел выступить к Казани князю Василью
Даниловичу Холмскому с другими воеводами, а брату послал сказать, чтоб до
прибытия Холмского не приступал вторично к городу. Но когда 22 июня
подоспела конная рать с князем Ростовским, то Димитрий не счел нужным
медлить долее и повел опять войска к городу; сначала он имел удачу, но потом
потерпел новое поражение и принужден был бежать, бросивши пушки и осадные
машины. Говорят, что казанцы, не надеясь одолеть русских силою, употребили
хитрость: раскинули стан и бросили его, как будто пораженные страхом;
русские кинулись на добычу, начали грабить; этим воспользовались казанцы и
поразили их наголову. Сам князь Димитрий ушел в Нижний; другой отряд
московского войска под начальством татарского царевича Джаналея и воеводы
Киселева пошел к Мурому, был настигнут на дороге казанцами, но побил их и
достиг благополучно Мурома.
Уже начались приготовления к походу на следующую весну, но Магмет-Аминь
не стал дожидаться этого нового похода и в марте 1507 года прислал в Москву
бить челом, чтоб великий князь заключил с ним мир и дружбу по старине, как
было с отцом его, великим князем Иоанном, причем обязывался отпустить
задержанного посла Яропкина и всех пленных, взятых на войне. Василий,
поговоря с братьями и боярами, согласился на этот мир для избавления
христианских душ, попавших в бусурманские руки, и для христианского
устроения.
Не одни только эти причины заставляли великого князя спешить
заключением мира с Казанью, довольствоваться возобновлением прежних
отношений; важнейшие дела на Западе требовали всего внимания Васильева. Мы
видели уже, что Александр литовский полагал большие надежды на смерть
Иоаннову, тем более что в Литве считали сторону Димитрия-внука довольно еще
сильною, думали, что она будет противиться утверждению Василия на столе
отцовском, и усобица между дядею и племянником обещала Александру удобный
случай к возвращению земель, отнятых у Литвы Иоанном. Узнав о смерти тестя,
Александр послал сказать ливонскому магистру Плеттенбергу, что теперь
наступило удобное время соединенными силами ударить на неприятеля веры
христианской, который причинил одинаково большой вред и Литве и Ливонии; но
магистр отвечал, что хотя время действительно благоприятное, однако все же
надобно дождаться конца перемирия, утвержденного крестным целованием, что
нельзя так вдруг начинать войны с таким сильным врагом, надобно прежде
наверное узнать, как молодые князья будут управляться в своем государстве,
ибо магистр ждет между ними несогласий, которые и подадут удобный случай к
начатию войны.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.