История России с древнейших времен(ч.5)
Мы уже видели, что Иосиф был еще более муж дела, чем слова, был достойный
преемник тех знаменитых подвижников, которые собственным примером
поддерживали христианскую деятельность в областях Московского государства.
Нуждался ли крестьянин в семенах для посева, терял домашний скот,
земледельческие орудия-приходил к Иосифу, и тот снабжал его всем нужным. Во
время голода в Волоколамской области поселяне стекались в монастырь к
Иосифу, который кормил около семисот человек кроме детей, построил подле
монастыря странноприимницу с церковию, велел здесь покоить больных, кормить
бедных, поставил особого строителя. Когда истощились собственные средства
монастыря, Иосиф делал займы и кормил бедных; увещевал и дмитровского князя
Юрия Ивановича позаботиться о людях, страдавших от голода: "Бога ради и
пречистой богородицы, пожалуй, государь, попекись о православном
христианстве, о своем отечестве, подобно древним православным царям и
князьям, которые заботились о своих подданных во время голода: который
государь имел у себя много хлеба, раздавал его неимущим или приказывал
продавать недорого, устанавливал цену, поговоривши с боярами, как надобно,
полагал запрет страшный на ослушников, как и теперь сделал брат твой великий
князь Василий Иванович всея Руси. Если ты распорядишься так в своем
государстве, то оживишь нищих людей, потому что уже многие теперь люди мрут
с голоду, а, кроме тебя, некому этой беде пособить; никто другой не может
ничего сделать, если ты не позаботишься и не установишь цены своим
государским повелением".
Но одною этою деятельностью не мог ограничиться Иосиф; и в княжение
Василия он должен был вести сильную борьбу с своими врагами. Мы видели, что
при Иоанне III, во время борьбы с ересью жидовствующих, Иосиф, провозглашая
необходимость строгих мер против еретиков, навлек на себя ненависть многих и
сильных людей. Вопрос об этих мерах продолжался и при Василии: противники
их, в челе которых находился инок Вассиан Косой, т. е. князь Василий
Патрикеев, начали опять настаивать, что кающихся еретиков должно выпустить
из заточения; Иосиф твердо стоял при прежнем своем мнении и, выставляя
примеры строгости к виновным из Ветхого и Нового заветов, писал великому
князю: "Молим тебя, государь, чтоб ты своим царским судом искоренил тот злой
плевел еретический вконец". Старцы Кириллова и всех вологодских монастырей
написали колкое опровержение этому мнению, и церковные историки
догадываются, что опровержение написано Вассианом. Великий князь принял
мнение Иосифа; однако враги последнего не были низложены окончательно;
Вассиан переехал в Москву, приблизился опять ко двору и действовал иногда с
успехом против Иосифа.
Вассиан, по свидетельству одного из современников, враждовал много на
Иосифа и хотел разорить монастырь его. Вассиан хотел этого вследствие
старинной борьбы, вследствие противоположности убеждений; по другим
побуждениям хотел разорить Иосифов монастырь удельный князь Федор Борисович
волоколамский. Но пусть сам Иосиф расскажет нам о притеснениях, которые
монастырь его терпел от удельного князя: "Князь Федор Борисович во все
вступается: что бог пошлет нам, в том воли не дает; иное даром просит,
другое в полцены берет; если его не послушаем, то хочет кнутом бить
чернецов, а на меня бранится. И мы боялись его, давали ему все, что
благочестивые люди дарили монастырю, - коней, доспехи, платье; но он захотел
еще денег и начал присылать за ними-мы ему послали шестьдесят рублей;
прислал просить еще-послали еще сорок рублей, и эти деньги уже десять лет за
ним; мы вздумали было послать попросить их назад, а он нашего посланца,
монаха Герасима Черного, хотел кнутом высечь да денег не отдал. Все, что ни
пришлют на милостыню или на помин по усопших, все хочет, чтоб у него было;
прислал князь Семен Бельский полтораста коп грошей на помин родителей, и
князь Федор сейчас же прислал к нам просить этих грошей; купили мы на
полтораста рублей жемчугу на ризы и на епитрахиль-и князь Федор прислал
жемчугу просить. К чернецам нашим подсылал говорить: "Которые из них хотят
идти от Иосифа в мою отчину, тех берусь покоить; а которые не хотят и заодно
с Иосифом, от тех оборонюсь; голову Павла если не изобью кнутом, то не буду
я сын князя Бориса Васильевича". И вот некоторые чернецы побежали из
монастыря. Увидавши, что князь Федор решился разорить монастырь, я хотел
было уже бежать из него и объявил об этом братии; но братия стала мне
говорить: "Бог взыщет на твоей душе, если церковь Пречистыя и монастырь
будут пусты, потому что монастырь Пречистая устроила, а не князь Федор; мы
отдали все имение свое Пречистой да тебе в надежде, что будешь нас покоить
до смерти, а по смерти поминать; сколько было у нас силы, и мы ее истощили в
монастырских работах; а теперь, как нет больше ни имения, ни сил, ты нас
хочешь покинуть! Тебе известно, что нам у князя Федора жить нельзя, он и при
тебе нас хочет грабить и кнутом бить; знаешь сам хорошо, как князь Федор на
Возмище, в Селижарове и в Левкиеве монастыре не оставил ничего денег в
казне, и у нас ничего же не оставит; но в тех монастырях чернецы,
постригаясь, оставляют имение при себе и тем живут; а мы, постригшись,
отдали все Пречистой да тебе". Я побоялся осуждения от бога и не посмел
покинуть монастырь, предать его на расхищение. Мы били челом самым сильным у
князя людям, чтоб просили его жаловать нас, а не грабить; но они отвечали:
волен государь в своих монастырях: хочет жалует, хочет грабит. Тогда я бил
челом государю православному самодержцу великому князю всея Руси, чтоб
пожаловал монастырь Пречистыя, избавил от насильств князя Федора; а не
пожалует государь, то всем пойти розно, и монастырю запустеть. Государь
князь великий не просто дело сделал, думал с князьями и боярами и, поговоря
с преосвященным Симоном митрополитом и со всем освященным собором, по
благословению и по совету всех их монастырь и меня грешного с братиею взял в
великое свое государство и не велел князю Федору ни во что вступаться. После
этого жили мы в покое и в тишине два года". По прошествии этих двух лет
гроза поднялась снова, потому что князь Федор не хотел отказаться от надежды
получить в свои руки опять Иосифов монастырь; с тремя приближенными к себе
людьми он придумал, что нет для этого другого средства, как действовать чрез
архиепископа новгородского, к епархии которого, по старинному политическому
разделению, принадлежала Волоколамская область; и вот по внушениям князя
Федора новгородский владыка Серапион послал на Иосифа отлучительную от
священства грамоту в самый великий пост.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.